Рабочая программа воспитания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся (далее – Программа) является
нормативно-управленческим документом Муниципального образовательного бюджетного
учреждения основной общеобразовательной школы с. Имендяшево МР Гафурийский район РБ
(далее – МОБУ ООШ с. Имендяшево), определяющим организационно- управленческие и
содержательно-деятельностные направления осуществления воспитательной работы в
образовательной организации. Настоящая Программа школы разработана на основе следующих
нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
государственной политики в сфере воспитания, Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413),Устава Муниципального образовательного бюджетного
учреждения основной общеобразовательной школы с. Имендяшево.
Настоящая Программа представляет собой документ, который дает представление о направлениях и
содержании воспитательной работы в МОБУ ООШ с. Имендяшево . В центре рабочей программы воспитания
и социализации находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира.
Таким образом, одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов: формирование у
обучающихся основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к
познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности, активное участие в
социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания МОБУ ООШ с. Имендяшево содержит
четыре раздела: особенности организуемого в МОБУ ООШ с. Имендяшево воспитательного процесса; цели и
задачи воспитания; виды, формы и содержание деятельности; основные направления самоанализа
воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления общеобразовательной организацией (в том числе советов обучающихся), советов
родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно
с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей,
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности
обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.

Настоящая Программа является общедоступным документом для ознакомления обучающихся
и их родителей (законных представителей), подлежит размещению на официальном сайте МОБУ
ООШ с. Имендяшево в сети Интернет.

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические и
другие работники образовательной организации, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных

организаций

в соответствии

с законодательством

Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей
перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются
содержанием российских гражданских (базовых, национальных) норм и ценностей, основные из
которых закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания школьников. С учетом мировоззренческого, этнического,
религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
обучающихся

включают

духовно-нравственные

ценности

культуры

народов

России,

традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания
воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными

особенностями

и

потребностями

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Отечества.

1.1. Методологические подходы и принципы воспитания

Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический,
антропологический, культурно-исторический и системно- деятельностный подходы:
 аксиологический подход, суть которого заключается в понимании воспитания как
социальной деятельности, направленной на передачу общественных ценностей от старшего
поколения к младшему. Содержание воспитания при аксиологическом подходе определяют
общественные ценности. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях,
приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное
самосознание и нравственная культура. Аксиологический подход имеет принципиальное значение
как для определения ценностной системы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, так и для формирования уклада образовательной организации. Система ценностей
образовательной деятельности определяет содержание основных направлений воспитания;
– гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание
человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание
человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в
со-бытийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания. В общностях
происходит зарождение нравственного сознания, навыков управления собственными чувствами,
обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями
составляетоснову субъектности ребенка.
– культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры
посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности,
присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Социальная
ситуация развития полагается в качестве главного источника развития ребенка; его общения со
взрослым в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности. Она становится условием
его ближайшего развития и задаёт перспективу, в которой формируется образ будущего России,
складывается понимание миссии и роли нашей страны в мировом культурном наследии и его
цивилизационном развитии.
– системно-деятельностный
подход
предполагает
системную
реализацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся
мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта
нравственной рефлексии и нравственного выбора.
Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания:

 гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на
признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту
его человеческих прав, свободное развитие личности;
 ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и
разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного
(образовательного) процесса;
 культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов
России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности
региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации,
традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности
местного населения;
 следования нравственному примеру: педагог, воспитатель должны в своей
деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть
ориентиром нравственного поведения;
 безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях
безопасности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от
внутренних и внешних угроз;
 совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным
ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии,
партнёрстве и ответственности;

 инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все
обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных,
языковых и иных особенностей, включаютсяв общую систему воспитательной деятельности;
 возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на
решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных
особенностей.
Данные принципы являются основой содержания программ воспитания, реализуются при
проектировании воспитания в образовательных организациях, учитываются при формировании и
поддержании их уклада.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим
идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель
воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.1
Задачи воспитания обучающихся в школе: усвоение ими знаний, норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний исформированных отношений в жизни, практической деятельности.
1.2
Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МОБУ
ООШ с. Имендяшево по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
● гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина России;
● патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
● духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памятипредков, их вере и культурным традициям;
● эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
● физическое воспитание, формирование культуры здорово- го образа жизни
и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

● трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
● экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
● воспитание ценностей научного познания — воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3

Целевые ориентиры результатов воспитания

Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме
целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания
в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего, основного общего образования.

Целевые

ориентиры результатов воспитания
начального общего образования.

на

уровне

Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
— России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровнеосновного общего образования.

Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность
(идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе,
в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том
числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения
задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о
мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
Уклад — общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, поддерживающий традиции региона и школы, задающий культуру
поведения сообществ, определяющий предметно-пространственную среду, учитывающий

социокультурный контекст.
Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад, сложившийся на
основе согласия всех участников образовательных отношений относительно содержания, средств,
традиций, особенностей воспитательной деятельности, выражающий самобытный облик школы,
её «лицо» и репутацию в окружающем социуме, образовательном пространстве. Уклад задает
и
удерживает
ценности,
принципы
и
традиции
воспитания,
нравственную
культуру
взаимоотношений, поведения участников воспитательного
процесса, взрослых и детских сообществ, в том
числе за пределами школы, в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в школе в
целом и локальных воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик. Привлечение
обучающихся и их родителей (законных представителей), работодателей, представителей
учреждений культуры и спорта, общественных и религиозных организаций к проектированию и
обсуждению уклада образовательной организации может стать существенным ресурсом воспитания.
Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет свою библиотеку,
спортивный зал. В школе организовано горячее питание для учеников, соблюдаются условия охраны
здоровья обучающихся, имеется доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям.
В рамках воспитательной работы МОБУ ООШ с. Имендяшево реализует проекты
Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское
движение школьников» (далее РДШ).
Для удовлетворения потребностей учеников в расширении социальных связей активно
используем
онлайн-платформы
и
ресурсы: «Электронный дневник и журнал», «Учи.ру»,
«Российская электронная школа», «Якласс». Различная
информация
для
обучающихся,
педагогов, родителей и законных представителей публикуется на официальном сайте
образовательного учреждения - imendysh.bashkirschool.ru
Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для
саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - обучающимися, педагогами,
родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились бабушки,
дедушки, родители, внуки, выпускники возвращаются в школу в качестве сотрудников и педагогов.
Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию
благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему
взаимопониманию всех участников образовательных отношений (родители, учащиеся, учителя) не
только в школе, но и в селе в целом. В небольшом коллективе интенсивнее и быстрее идет процесс
установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем
деле. Дети активно взаимодействуют не только со своими сверстниками, но и с ребятами других
возрастов, а также со всеми учителямии сотрудниками школы.
МОБУ ООШ с. Имендяшево для создания единого воспитательного пространства в рамках
Программы сотрудничает с Красноусольской ЦРБ, МБУ ДО «Центр детского творчества МР
Гафурийский район РБ»,МОБУ ДЮСШ с. Красноусольский, МАУ ФОК «Зилим» и др.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.

Важной чертой каждого основного школьного дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а
также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную,
посредническую (в разрешенииконфликтов) функции.

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем
модуле.

«Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
«Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные
условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений
слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие
самостоятельности
и
ответственности
школьников,
формирование
у них
навыков
самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к
физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.

«Основные школьные дела»

Основные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в
школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На
внешкольном уровне:
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы
школы (День знаний, День учителя, Новогодние утренники, День защитника Отечества,
Международный женский день).
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей (Прощание с Азбукой, До свидания начальная школа,
Последний звонок, Выпускной).
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в
развитие школы (День успеха). Это способствует поощрению социальной активности детей,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных
советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером
для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за
тот или иной фрагмент общей работы.

«Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор,
наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание

необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с
учащимися, вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно- оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога
и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и командообразование; однодневные походы и
экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,
дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы
и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, спреподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным социальным педагогом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего
трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные
достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за
то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам
воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся (законными представителями):
- регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений
между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения ихдетей;

- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Внешкольные мероприятия

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности.
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в
классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на предприятия, на
природу и др.;
- многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного
образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному
планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов),
коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному
проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им
ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня – у
вечернего походного костра и всего похода – по возвращению домой).

Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда в школе должна основываться на системе ценностей
программы воспитания, быть частью уклада и способом организации воспитательной среды,
отвечать требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности,
обеспечивать обучающимся возможность общения, игры, деятельности и познания. Предметнопространственная среда должна быть выстроена в единстве; заложенные в программе воспитания
ценности – раскрыты, визуализированы.
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает:

оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы
государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования (флаг, герб);

изображения символики российского государства в разные периоды тысячелетней
истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с исторической
информацией гражданско- патриотической направленности;

карты России, регионов, муниципальных образований (современные и
исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические,
художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;

художественные изображения (символические, живописные, фотографические,
интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;

портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей
культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;



звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио сообщения в
школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно- нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;

«места гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей
территории для общественно-гражданского почитания лиц, событий истории России; школьные
мемориалы воинской славы, памятники, памятные доски;

«места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско- патриотического, духовно-нравственного содержания,
поздравленияпедагогов и обучающихся и т. п.;

размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных
событиях в школе;

благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых
площадок, доступных и безопасных оздоровительно- рекреационных зон, свободное, игровое
пространство школы, зоны активногои тихого отдыха;

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с
обучающимся в своих классах;

событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;

акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).
Предметно-пространственная
среда
строится
как
максимально
доступная для детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация
воспитательного
потенциала
работы
с родителями
предусматривает:

создание и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
Управляющем совете школы;

тематические родительские собрания в классах, общешкольные собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе, условий обучения детей;

родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные
занятия;

работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся
площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных
вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов,
врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;

родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет- сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;

участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого- педагогическом консилиуме в школе в
соответствии с порядком привлеченияродителей;

привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных
и общешкольных мероприятий воспитательной направленности;


при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления в
общеобразовательной организации предусматривает:

деятельность совета обучающихся, избранного в школе;

представление
интересов
обучающихся
в процессе
управления
общеобразовательной организацией:

защиту законных интересов и прав обучающихся;

участие в разработке, обсуждении и реализации рабочей программывоспитания;

участие
советов
обучающихся
в
анализе
воспитательной
деятельности в школе.

Профилактика и безопасность
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися,
обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе, целью которого является
создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих
преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости
участников образовательных отношений кнеблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:

целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска
обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных
органов, опеки и т. д.);

разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса,
сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;

вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в
социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в
деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения,
культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, безопасность на воде, на транспорте,
противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская
безопасность и т. д.);

организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению;

поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности,
альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы,

спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);

предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);

поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся,
требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, дети с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении
требований законодательства Российской Федерациипредусматривает:

участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);

участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий

соответствующей тематической направленности;

проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические,
родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций- партнёров,
на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы,
муниципального образования, региона, страны;

социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на
воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по
направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику
и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб
обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
школыпредусматривает:

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;

циклы профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;

организация
на
базе
пришкольного
детского
лагеря
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;

совместное с педагогами изучение обучающимися интернет- ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;

участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выборе ими будущей профессии;

освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамках
дополнительного образования.

3.1. Кадровое обеспечение

Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это
обеспечивает более качественное и результативное преподавание и воспитание. Наличие
большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической
деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения
квалификации, а так же в выборе новых подходов к преподаванию и воспитанию. Это
обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий воспитания. С одной
стороны, такое положение гарантирует высокий качественный воспитательный потенциал
коллектива. С другой стороны, в последние годы наблюдается омоложение
педагогических кадров.
Деятельность школы по развитию кадрового потенциала: в условиях модернизации
образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата –
качественного образования и воспитания школьников играет профессионализм
педагогических и управленческих кадров.
В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области
образования являются:

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения
уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников;

работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в
высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической
профессии.
В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие
мероприятия:

создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов;

обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации;

создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении
аттестации на более высокую квалификационную категорию;

разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;

оснащение материально - технической базы;

использование рациональных педагогических нагрузок;

помощь педагогу в выборе темы самообразования;

сопровождение педагогов по теме самообразования.
Развитие кадрового потенциала.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение
квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания,
организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом
планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов
интересов.
В качестве особого вида поддержки выступало родительское участие в экспертизе
воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с
использованием ИКТ.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных
систем среди педагогического коллектива:

через регулярное проведение и участие в семинарах, научно- практических
конференциях – от школьных до региональных международных;

через научно-методические пособия;

через знакомство с передовыми научными разработками и
российским опытом.
В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись
следующие требования:


умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы;

умение проектировать, распределять цели;

умение организовать и анализировать деятельность;

умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в
технологической форме;

умение перестроить устаревшие технологические формы и методы;

способность к самовыражению.
При планировании работы с кадрами мы учитываем:

нормативные документы Министерства образования Российской Федерации,
определяющие главные направления воспитательной работы;

проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;

основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том
числе проблемы, над которыми работает школа;

реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития
личности воспитанников;

возрастные особенности воспитанников и специфические проблемы
воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;

уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей и
классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач
(на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики
воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций
педагогической теории и передового опыта.
В работе классных руководителей проходит изучение:



нормативных документов;
научных
разработок
по вопросам
повышения
квалификациипедагогических кадров;

изучение
организации
и
содержания
учебно-воспитательного
процесса;глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы
в школе;

знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и
качества подготовки учащихся;
Кадровое обеспечение воспитательного процесса в школе.
№п\п

Занимаемая должность

Ф.И.О.

Директор школы

Махмутова Альфина Фаритовна

Зам.директора по УВР

Махмутова Анфиса Айратовна

Библиотекарь

Ишемьярова Гульдар Салимьяновна

1

2

3

Классные руководители
4

1. Ишемьярова Гульдар Салимьяновна
2. Салаватова Елена Рамиловна
3. Махмутова Анфиса Айратовна
4. Кинзябулатова Гульсирень Рафиловна
5. Муллашев Расих Ишмурзович
6. Шарафутдинова Зольфия Гальяновна
7. Рашитова Мунира Зуфаровна
8. Магадеев Ришат Жалилович
9. Муллашев Салих Ишмурзович

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
осуществляется на основании следующих локальных актов:

Основная общеобразовательная программа образования;

Учебный план;

Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной
программы;

Рабочие программы педагогов;

Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию
воспитательной деятельности;

Документы, регламентирующие воспитательную деятельность
(штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную
деятельность в образовательном учреждении).

3.3 Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе;

формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;

построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;

обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медико-социальной компетентности.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями

необходимо ориентироваться на:
–
на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
–
на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием
адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов на личностноориентированный подход в организации всех видовдетской деятельности.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:

публичности,
открытости
поощрений
(информирование
всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного
числа обучающихся);

соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы,
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и
существующей в укладе школы;

прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);

регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);

сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награду);

привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих обучающихся, их представителей
(с учетом наличия ученического
самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;

дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном
поощрении классными руководителями,
поддержке родителями
(законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме

индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса

3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами ожидаемых результатов воспитания,
личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего образования,
установленных соответствующимиФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на
изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и
родителями (законными представителями);

развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнерами);

распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся —
это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по учебно-воспитательной работе (советником директора по воспитательной работе при
наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения
информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год, какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему,
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по учебно-воспитательной работе

(совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии), классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о
состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на
вопросах, связанных с качеством:

проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

деятельности классных руководителей и их классов;

реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

внешкольных мероприятий;

создания и поддержки предметно-пространственной среды;

взаимодействия с родительским сообществом;

деятельности ученического самоуправления;

деятельности по профилактике и безопасности;

реализации потенциала социального партнерства;

деятельности по профориентации обучающихся;

действующих в школе детских общественных объединений;

работы школьных медиа;

работы школьного музея (музеев);

добровольческой деятельности обучающихся;

работы школьных спортивных клубов;

работы школьного театра (театров).
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по учебно-воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».