Адаптированная рабочая программа вариант 7.1 география 5-9 классы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ»
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России; осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным.
4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи.
5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей.
8. Сформированность
ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил
индивидуального
и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
9. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
10. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных
действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных понятий,
таких, как система, факт, закономерность,
феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с

информацией, участие
в проектной деятельности.
При изучении географии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать
с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
- приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;



отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные
связи, строить
логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
 классифицировать и обобщать факты и явления;




выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины,
возможные последствия
заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте,
к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического)
на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста,
понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;  играть определенную роль в совместной
деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 
выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со
стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;






создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее
– ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных
средств и сервисов)
для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты Выпускник научится:
 выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
 ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве
по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую
и/или
противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление
географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических
различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление
простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической
информации;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития;
 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности























населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и
отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной
жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни
населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах,
городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или
иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения
особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на
размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по
географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления;






работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества;
 примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации;
 составлять описание природного комплекса;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
 оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
 объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими
факторами;
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими изменениями,а также развитием глобальной коммуникационной системы;
 давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
 делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; наносить на контурные
карты основные формы рельефа;
 давать характеристику климата своей области (края, республики);
 показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
 выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его
половозрастной структуры, развитии человеческого капитала; оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
 объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России выдвигать и обосновывать на основе анализа
комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
 обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы по географии
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей, обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего
хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей,
обучающихся
с
ЗПР:
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом
вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания
от другого;
- упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей
(повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию
ребенка.
Особенности оценки предметных (географических) результатов
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также
администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Все виды контрольно-оценочных работ оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству
баллов,
выставляемому за работу: Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 30 % до 50 % заданий. Оценка «хорошо» - выполнено от 51 % до 65 %
заданий. Оценка «отлично» - выполнено свыше 65 % заданий.
Оценивание текущих устных и письменных (практических) работ
Отметка «5» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры
письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка«3» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные
-

правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет
отдельные представления об изученном материале; • не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные
правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «1» ставится в случае, если учащийся показывает полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

«География. Начальный курс. 5 класс»

№ п/п
1
2
3

Наименование разделов и тем
Введение. Географическое познание нашей планеты
Земля как планета Солнечной системы
Геосферы Земли

Количество часов Из них контрольные
работы
3
5
1
25
4

- Литосфера

8

1

- Атмосфера

4

1

- Гидросфера
- Биосфера
Итоговое тестирование
Резерв
Итого:

7
6
1
1
35

1

География. Начальный курс. 6 класс»

1
5

№ п/п Наименование разделов и тем
1
Раздел I. Введение.
Географическое познание нашей планеты.
2
Раздел II. Изображение земной поверхности.
Тема 2.1 План местности
Тема 2.2 Глобус и географическая карта – модели земной
поверхности
3
Раздел III. Геосферы Земли
Тема 3.1 Литосфера
Тема 3.2Атмосфера
Тема 3.3. Гидросфера
Тема 3.4. Биосфера Земли
Тема 3.5. Географическая оболочка
Итоговое тестирование
Резервное время
Итого:

№

2
3
4
5
6

12 ч.
6
6

2

15
5
6
2
1
1

3
1
1
------1

1
1
35

1
--4

Кол-во
часов
«География Земли. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»

Наименование разделов, тем

№ п/п Наименование разделов и тем
1

Количество часов Контрольные работы
6 ч.

Кр/р

Количество часов Контрольные работы

Раздел I. Введение. Источники географической
информации.
Раздел II. Современный облик планеты Земля.
Раздел III. Население Земли
Раздел IV. Главные особенности природы Земли
Раздел V. Материки и страны
Раздел VI. Природа и человек
Итоговое тестирование
Резервное время
Итого:

2 ч.
4 ч.
5
18
35
3
1
2
70

«География России. 8 класс»

1
1
1
1
----1
--5

Введение
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной
территории России
Географическое положение России
История заселения, освоения и исследования территории России
Раздел 2. Природа России
Природные условия и ресурсы России
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
Климат и агроклиматические ресурсы
Внутренние воды и водные ресурсы
Почвы, растительный и животный мир.
Природно-хозяйственные зоны
Раздел 3. Население России
Раздел 4. География Республики Башкортостан (НРК)

1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
4.
Всего:

№ п/п Наименование разделов и тем
1.
2.
3
4

«География России. 9 класс»

Раздел 1 .Хозяйство России
Раздел 2.Регионы России
НРК. Республика Башкортостан
Итоговое тестирование
Итого

2

9
6
35
4
6
5
6
6
8
7
12

1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1

70

10

Количество часов Контрольные
работы
25
35
7
1
68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ»

«География. Начальный курс. 5 класс»
Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты» (3 часа).

1
15

7
4
1
1
13

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Как
географы изучают объекты и процессы? Наблюдения – способ изучения географических объектов и процессов.
Практические работы:
1. Правила работы с контурными картами (обучающая).
2. Наблюдение за географическими объектами своей местности (обучающая).
3. Наблюдение за изменением направления и длины тени гномона (обучающая).
Раздел №2. «Земля как планета Солнечной системы» (5 часов).
Положение Земли в Солнечной системе Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического
моделирования. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года на Земле. Дни
весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. Пояса освещѐнности. Вращение Земли вокруг
своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Практические работы:
4. Измерение «земной окружности» по глобусу (обучающая).
5. Составление рассказа по плану о четырех особых положениях Земли (оценочная).
Раздел №3. «Геосферы Земли» (25 часов).
Тема 1. «Литосфера» (8 часов).
Недра Земли. Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твѐрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.
Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование
горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоѐв земной
коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы
определения относительной высоты географических объектов. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Практические работы:
6. Обозначение на контурной карте действующих вулканов, границ литосферных плит (оценочная).
7. Работа с коллекцией горных пород и минералов (оценочная).
8. Определение относительной высоты холма с помощью самодельного нивелира на местности (обучающая).
9. Использование горных пород и минералов в хозяйственной деятельности человека (обучающая).
Тема 2. «Атмосфера» (4 часа).
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы. Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической
станции. Экскурсия на метеорологическую станцию. Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу.
Опасные и редкие явления в атмосфере.
Практические работы:
10. Составление прогноза погоды по народным приметам (обучающая).
Тема 3. «Водная оболочка Земли» (7 часов).

Гидросфера и еѐ части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана.
Суша в океане. Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Что такое
озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды. Вода – основа жизни на Земле. Использование человеком
энергии воды. Отдых и лечение «на воде».
Практические работы:
11. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы – океанов, морей, озѐр, рек (оценочная).
Тема 4. «Биосфера» (6 часов).
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Степи. Лиственные леса. Тайга. Тундра.
Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное
знакомство с заповедником.
Практические работы:
12. Составление и описание коллекции комнатных растений по географическому принципу (оценочная).
Итоговое тестирование по курсу «География. Начальный курс. 5 класс» – 1 час
Резерв – 1 час

«География. Начальный курс. 6 класс»
Раздел 1. Введение. Географическое познание нашей планеты (6 часов)
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся
географические путешествия и открытия.
Раздел 2. «Изображение земной поверхности» (12 часов)
Тема 1. План местности (6 часов)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на
местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съѐмки. Условные знаки.
Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение
планов местности в практической деятельности человека.
Практические работы:
1. Ориентирование на объекты, расположенные на пришкольном участке.
2. Маршрутная съемка местности.
Тема 2. Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 часов).
Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.
Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации.
Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки,
снимки Земли из космоса.

Практические работы:
3. Определение географических координат.
Раздел 3. «Геосферы Земли» (15 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов).
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и
горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и
извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в
литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные
формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях
искусства.
Практические работы:
4. Описание свойств минералов.
5. Описание Кавказских гор с использованием плана.
6. Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана.
Тема 2. Атмосфера (6 часов).
Атмосфера, еѐ состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода
температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны.
Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины еѐ изменений. Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости
океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Практические работы:
7. Анализ основных климатических показателей своей местности.
Тема 3. Гидросфера (2 часа).
Гидросфера, еѐ состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солѐность вод Мирового океана.
Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и еѐ части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и
водопады. Питание и режим рек. Озѐра, происхождение озѐрных котловин. Хозяйственное значение рек и озѐр. Болота. Ледники,

снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники —
источник пресной воды. Подземные воды, их
происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Практические работы:
8. Описание Индийского Океана с использованием плана, разработанного на уроке.
9. Описание географического положения реки Нил.
Тема 4. Биосфера и почвенный покров (1 час).
Почва и еѐ образование. Плодородие почвы.
Биосфера, еѐ границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше.
Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира.
Красная книга.
Тема 5. Географическая оболочка Земли (1 час).
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты.
Природно-территориальные комплексы.
Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
Итоговое тестирование по курсу «География. Начальный курс. 6 класс» – 1 час
Резерв – 1 час

«География Земли. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»
Раздел 1. «Введение. Источники географической информации» - 2 часа
Что изучают в курсе географии Разнообразие источников географической информации. Географические карты, географические описания и
характеристики.
Практические работы:
1. Описание карт по плану.
Раздел 2. «Современный облик планеты Земля» - 4 часа
Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие «географическое положение» Географическая оболочка (ГО). Понятие
«географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и еѐ причины Природные
комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятия «природная зона», «широтная зональность» и
«высотная поясность»
Практические работы:
2. Характеристика природной зоны своей местности
Раздел 3. «Население Земли» - 5 часов

Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись
населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.
Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалѐнности от океанов. Человеческие расы и этносы.
Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их
население Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.
Практические работы:
3. Отметить на контурной карте большие города (свыше 3 млн. чел).
Раздел 4. «Главные особенности природы Земли» - 18 часов
Тема 1. Рельеф Земли – 3 часа
Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Платформы и складчатые пояса. Карта строения
земной коры Размещение крупных форм рельефа. Основные черты рельефа материков. Основные виды минеральных ресурсов и
закономерности их размещения в земной коре Роль рельефа в жизни и хозяйственной деятельности людей. Рельефообразующая деятельность
человека. Антропогенный рельеф.
Практические работы:
4. Анализ карты строения земной коры, карты полезных ископаемых и физической карты мира; нанесение на к/к значков месторождений
полезных ископаемых.
Тема 2. Климаты Земли 3 часа
Основные климатообразующие факторы: приток солнечного тепла, характер земной поверхности и движение воздушных масс. Климатические
карты. Размещение климатических поясов подчинено закону зональности. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области.
Карта климатических поясов Естественное изменение климата. Влияние климата на человека. Влияние хозяйственной деятельности людей на климат
Практические работы:
5. Составить по климатической карте характеристику климата каждого переходного пояса, работа с к/к.
Тема 3. Вода на Земле – 3 часа
Вода на Земле. Роль океана в жизни Земли. Водные массы. Поверхностные течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Типы водных
объектов суши. Зависимость их распределения от климата и рельефа. Водный режим и годовой сток рек. Зональные типы рек.
Озѐра. Болота Речные цивилизации прошлого. Обеспеченность материков водными ресурсами. Загрязнение вод суши. Стихии вод суши
Практические работы:
6. Отметить на контурной карте памятники природного Всемирного наследия ЮНЕСКО, относящиеся к водам суши.
Тема 4. Природные зоны – 3 часа
Природные зоны. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трѐх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и
животные. Приспособление организмов к среде обитания.

Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических
поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелѐных жестколистных лесов и кустарников, переменно
влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.
Практические работы:
7. Описание природной зоны по плану на основе анализа карт, учебных картин и таблиц.
Тема 5. Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. (5 часов)
Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного
изменения природы южных материков Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов.
Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения
Практические работы:
8. «Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промышленной, сырьевой, рекреационной и других функций одного из
океанов (по выбору).
9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из
крупных островов (по выбору).
Раздел 5 «Материки и страны» - 35 часов Тема 1. Африка – 7 часов
Краткая история исследования материка. Географическое положение, общие черты рельефа, климата, внутренних вод. Проявление широтной
зональности в природе материка. Богатства природными ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Численность населения и его
естественный прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав, городское и сельское население. Страны Африки. Деление материка
на природные и культурно-исторические регионы Историко-культурный регион «Северная Африка». Состав территории. Общие черты природы,
природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов Северной Африки.
Комплексная характеристика Египта, Эфиопии, ЮАР.
Практические работы:
10. Определение географического положения материка.
Тема 2. Австралия и Океания – 3 часа
Географическое положение. Краткая история открытия и исследования материка. Своеобразие природы материка, эндемичность органического мира
и еѐ причины. Природные ресурсы. Проблемы охраны природы Австралия — страна-материк. Коренное и пришлое
население. Численность населения, размещение его на территории. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств.
Изменения природы страны Географическое положение и состав региона. Типы островов по происхождению. Природные особенности. Состав
населения. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны Океании.
Практические работы:
11. Сравнение компонентов природы Австралии и Африки.
Тема 3. Южная Америка – 5 часов
Географическое положение материка. Краткая история открытия и исследования. Основные черты природы материка. Природные ресурсы. Степень
сохранения природы История заселения материка. Историко-культурный регион «Латинская Америка». Численность населения и его естественный

прирост. Размещение населения, его расовый и этнический состав. Соотношение городского и сельского населения. Крупные города. Страны.
Деление материка на регионы Общая характеристика природы и населения региона. Географическое положение Бразилии. Разнообразие природы
страны и природных ресурсов. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Города
Географическое положение. Особенности природы и природные богатства. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Сравнение
Аргентины и Бразилии Состав региона. Своеобразие природы Анд. Географическое положение каждой из стран региона. Особенности природы и
населения каждой страны. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика каждой из трѐх стран
Практические работы:
12. Определение сходства и различий в природе Африки и Южной Америки.
13. Составление описания природы, населения и хозяйственной деятельности одной из стран материка.
Тема 4. Антарктида – 1 час
Особенности географического положения континента. Краткая история открытия и исследования. Уникальность природы, природные богатства.
Влияние материка на природу всей Земли. Международный статус Антарктиды
Тема 5. Северная Америка – 4 часа
Географическое положение. Краткая история исследования. Основные черты компонентов природы Северной Америки. Богатства природными
ресурсами. Антропогенные комплексы материка. Историко-культурный регион «Англо-Америка». Особенности географического положения страны.
Разнообразие и богатство природы и природных ресурсов. История заселения страны. Размещение населения. Своеобразие этнического состава
населения. Развитое хозяйство США. Города Географическое положение. Комплексная характеристика страны. Основные виды хозяйственной
деятельности. Памятники Всемирного культурного наследия. Географическое положение региона и стран в его пределах. Историко-культурный
регион «Латинская Америка». Особенности природы и населения. Природные богатства стран региона. Комплексная характеристика Мексики.
Практические работы:
14. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики.
Тема 6. Евразия – 15 часов
Географическое положение, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Евразии. Богатства природными ресурсами.
Численность и этнический состав населения. Природные и историко-культурные регионы Евразии Историко-культурный регион
«Северная Европа». Общая характеристика региона. Комплексная характеристика стран в его пределах Историко-культурный регион «Западная
Европа». Комплексная характеристика Великобритании и Франции. Памятники Всемирного наследия человечества Географическое положение
каждой страны. Особенности природы и населения. Природные богатства стран. Комплексная характеристика Германии. Памятники Всемирного
наследия человечества Историко-культурный регион «Восточная Европа». Состав региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика
Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Памятники Всемирного наследия человечества Географическое положение каждой из стран. Особенности
природы и населения. Природные богатства стран региона. Основные отрасли хозяйства. Комплексная характеристика каждой из стран Состав
региона, страны в его пределах. Комплексная характеристика Италии и Греции. Памятники Всемирного наследия человечества Историкокультурный мир региона. Общая характеристика природы региона. Природные богатства стран. Этнический и религиозный состав населения.
Комплексная характеристика республик Закавказья и Турции Географическое положение. Общие черты природы и природных богатств. Этнический
и религиозный состав населения Историко-культурный регион «Южная Азия». Особенность этнического и религиозного состава населения.

Комплексная характеристика Индии Географическое положение историко-культурного региона и отдельных стран в его пределах. Своеобразие
природы и природные контрасты. Природные богатства. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору). Историко- культурный регион
«Восточная Азия». Географическое положение, страны региона. Своеобразие природы. Этнический и религиозный состав населения. Природные
богатства. Комплексная характеристика Китая, Японии. Историко-культурный регион «Юго-Восточная Азия». Многообразие стран. Особенности
географического положения групп стран. Своеобразие природы стран. Природные богатства. Сложный этнический состав населения. Комплексная
характеристика Индонезии
Практические работы:
15. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном.
16. Составить «каталог» народов Евразии по языковым группам.
Раздел 6 «Природа Земли и человек» - 3 часа
Этапы взаимодействия
человека
и
природы.
Виды природных ресурсов.
Нарушение природного равновесия Понятие
«природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Качество окружающей среды. Изменение задач географической
науки во времени. Методы географической науки
Итоговое тестирование по курсу «География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс» – 1 час
Резерв – 2 часа

«География России. 8 класс»
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I . ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (15 ч)
Тема 1: Географическое пространство России (9ч.)
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортногеографическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.
Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственная территория России. Формирование и освоение
государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы.
Экономически эффективная территория. Государственные границы России, их типы и виды.
Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Повторение и обобщение темы «Географическое положение России». Тест.
Тема 2: История заселения, освоения и исследования территории России.(6ч.)
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IХ – ХI вв. Русское княжества в ХII –
ХIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в ХIV- ХVIвв.: дальнейшее освоение Европейского севера, монастырская
колонизация. Географические открытия и освоения Сибири в ХVII в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в ХVIII в.

Географические открытия ХVIII в. Присоединение земель и географические исследования в ХIХ в. Освоение Арктики. Территориальные изменения
в ХХ в. Современные географические исследования. Методы получен6ия, обработки, передачи и представления географической информации.
Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследования территории России». Тест.
Часть II ПРИРОДА РОССИИ (35 ч)
Тема 1. Природные условия и ресурсы (4 ч)
Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность
человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Природные ресурсы, их классификации. Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных
ресурсов.
Обеспеченность России природными ресурсами.
Природно-ресурсный потенциал России. Хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении
разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы
страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
Контрольная работа по теме «Природные условия и ресурсы»
Тема 2: Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. (6 ч)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы
геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование
рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие
процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и
рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные
ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную
деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные
ископаемые Московской области.
Контрольная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы».
Тема 3: Климат и агроклиматические ресурсы (5ч.)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и
антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные
климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Контрольная работа по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

Тема 4: Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч.)
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны.
Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами
(паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества
водных ресурсов.
Контрольная работа по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
Тема 5: Почвы, растительный и животный мир России. (6ч.)
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование
почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв:
борьба эрозией и загрязнением. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности
растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и
животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Контрольная работа по теме «Почвы, растительный и животный мир России»
Тема 6: Природно-хозяйственные зоны.(8ч.)
Формирование
природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни
ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в
результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В.
Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные
ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного
природного наследия.
Контрольная работа по разделу «Природа России»
Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (7 ч)
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического
кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике
населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные
проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических
проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения
сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.
Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения
трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его
жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Контрольная работа по разделу «Население России»
Часть IV. География Республики Башкортостан (НРК) (12 ч.)
Географическое положение Республики Башкортостан. Основные черты рельефа.
Современные процессы рельефообразования. Климатические условия.
Внутренние воды Р. Башкортостан. Растительный мир. Животный мир.
Почвы. Природные комплексы Республики Башкортостан.
Итоговый урок по теме «Республика Башкортостан».
Итоговая контрольная работа.

«География России. 9 класс»
Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства России Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития
России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделение хозяйства на
сектора, межотраслевые комплексы, отрасли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отраслевая и функциональная структура экономики.
Территориальная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.
Самостоятельная работа: «Выявление цикличности в развитии хозяйства своей местности»
География отраслей и межотраслевых комплексов
Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс.
Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы
добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и
проблемы окружающей среды.

Тест по теме «Топливно-энергетический комплекс».
Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоѐмких отраслей. Основные районы и
центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса. Проблемы и
перспективы развития комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные
факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения
проката. Типы предприятий чѐрной металлургии и факторы их размещения. География чѐрной металлургии России. Цветная металлургия, значение,
отраслевой состав. Основные черты географии металлургии лѐгких и тяжѐлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы
развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.
Тест по теме «Металлургический комплекс»
Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы
размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав. Лесная
промышленность: география ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий. География химико-лесного комплекса: основные базы,
крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химиколесной комплекс и
окружающая среда.
Тест по теме «Химико-лесной комплекс»
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы
размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация
отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства. Пищевая и лѐгкая промышленность: отраслевой состав,
основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Тест по теме «Агропромышленный комплекс»
Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми
комплексами. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные
магистрали и узлы на территории страны. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение. Социальная инфраструктура:
отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении. Научный комплекс: особенности размещения главных научных центров, значение в
хозяйстве, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.
Тест по теме «Инфраструктурный комплекс»
Экологический потенциал России. Экологические проблемы на территории России. Источники загрязнения окружающей среды и меры по
сохранению ее качества на территории страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологический потенциал России, его региональное и
глобальное значение.
Контрольная работа по теме «Хозяйство России»
Природно-хозяйственные регионы России

Принципы выделения регионов на территории страны. Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени
хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяйственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регионы на
территории страны: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Европейская часть России (Западный макрорегион) Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства
регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Европейский Север. Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на
особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными ресурсами, влияние морских
акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для развития
земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав,
культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития
туристско-экскурсионного хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы.
Северо-Западный регион. Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в
осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и
природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние
приморского положения на умеренность климата, избыточное увлажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных
ресурсов. Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические и туристические центры. Высокая
плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных
условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района:
судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового
хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и еѐ перспективы.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Центральная Россия. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная
Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона. Основные черты
природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых,
благоприятность климатических условий для жизни человека и развития земледелия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных
ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лесные и рекреационные.
Дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные
города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и
архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.
Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоѐмких и трудоѐмких производствах,
возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных
сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные, экономические и экологические проблемы региона.

Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.
Европейский юг. Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения.
Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внутренних вод, почвеннорастительного покрова с запада на восток и с подъѐмом в горы. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые.
Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства.
Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота национального и религиозного состава населения, исторические корни
межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание
сельского населения. Крупные города.
Современные отрасли специализации: сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная
промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Поволжский регион. Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях
Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие
природных зон, плодородие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные,
гидроэнергетические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в
расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация
хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние
на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы.
Уральский регион. Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья,
Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность
населения региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные
города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение
населения и размещение промышленности.
Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая
промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Азиатская часть России (Восточный макрорегион) Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства
азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Сибирь. Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Великие
сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские города-

остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов.
Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона.
Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность.
Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на
особенности размещения населения.
Хозяйство ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и
степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.
Западная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории:
равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности
природы от тундр до степей.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.
Специализация хозяйства — нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и
газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная
промышленность, машиностроение.
Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Восточная Сибирь. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития
территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты и
лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность
населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер
размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.
Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Дальний Восток. Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и
природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор, сейсмическая активность территории, муссонный
климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление широтной зональности и высотной
поясности. Природные ресурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и
агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность
размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.
Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомогательные отрасли:
электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические,
экологические и социальные проблемы региона.
Внутрирайонные различия.
Россия в современном мире.

Место России среди стран мира. Характеристика исторических, экономических и этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники
Всемирного культурного наследия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом
разделении труда.
НРК. Республика Башкортостан
Экономико-географическое положение. Население. Хозяйство. Сфера услуг.
Агропромышленный комплекс. Промышленность.
Итоговое тестирование по разделу «Республика Башкортостан»
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ по курсу «География России 9 класс» 1 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».