Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебная кисть

1.
Поснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисть» для 5,6,7 классов
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
 Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.
от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);
 Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от
24.04.2015 № 362-ЗС);
 приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
 примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол
заседания от 08.04.2015 № 1/15);
 программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», 5-8 классы, М.: Просвещение,
2021г.
Программа внеурочной деятельности «Волшебная кисть» в 5-7 классах опирается на ФГОС
ООО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество –
совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе,
творчестве, в общении с другими.
Реализация программы внеурочной деятельности «Волшебная кисть» основана на приобщение
детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно
сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных
форм, величины, пропорции. Уделяется особое внимание развитию у детей цветового восприятия,
которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Учащиеся также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них
формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы,
самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к
преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам
сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации.
Цель: развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую
реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.
Задачи:
 расширить представления об изобразительном искусстве;
 развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках;
 развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
 формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности;
 реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать
фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
 воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-13 лет.
Предполагаемые формы занятий: беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на один год. В соответствии с учебным
планом гимназии на внеурочную деятельность «Волшебная кисть» в 5-7 классах отводится 1 час в
неделю: в 5 классе - 34 часа; в 6-7 классе – 34 часов.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются формы
организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество,
экскурсии. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
5 класс
Личностные результаты:
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к
самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее
с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным
произведениям.
Метапредметные результаты:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических
творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации
собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в
жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникативные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое
общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях искусства;
- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
-осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных
элементов, единства формы и декора.
6, 7 классы
Личностные результаты:
- формирование духовно-нравственных ориентиров;
- воспитание эстетических качеств личности;
- развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и художественноизобразительной деятельности;
- получение простейших навыков владения разнообразными художественными материалами;
- освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме.
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту
людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия;
- оценивать результаты своей и чужой работы;
- эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы, пластических
искусств;
- последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия:
- уметь видеть и определять роль колорита;
- эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства;
- сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы;
- понимать роль и значение декоративных украшений;
- на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи;
- уметь перерабатывать реальные образы в фантастические.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;

- стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении
коллективных работ, а также и в общении друг с другом;
- добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении
учебно-творческих задач коллективного типа;
- стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а
так же в процессе обсуждения выполненных работ.
Предметные результаты:
в познавательной сфере
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях
искусства;
- умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику;
- сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего
региона;
в ценностно-эстетической сфере
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение
их в собственной художественной деятельности;
- умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
изученного);
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
3.
Содержание учебного предмета, курса
В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения
формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной
стилизации форм, правила рисования,
а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Обсуждение детских работ с
точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям
возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут
применяться в оформлении гимназии.
класс

5

разделы, темы
Уроки Карандаша
Вводное занятие. Материалы для работы. Инструктаж по
технике безопасности
“Как нарисовать листочек”
“Как нарисовать цветочек”
Создание поздравительной открытки «С Днем учителя»
“Как нарисовать котенка”
“Рисуем небывалочки” (Огородная семья)
“Как нарисовать узор”
Волшебная кисточка
“Монотипия”
“Сказка про теплые и холодные краски”
“Смешай краски”
“Рисуем осень”

кол-во часов
8
2
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1

6-7 классы

“Как нарисовать снеговика ”
“Как нарисовать ёлку ”
Создание поздравительной открытки «С Новым годом!»

1
1
1

Весёлые краски
“Рисуем пальчиками и ладошками”. “Волшебные узоры”“
“Морозный узор на окне”
Зимний пейзаж
“Трафаретные чудеса”
Создание поздравительной открытки «23 Февраля»
Создание поздравительной открытки «8 Марта»
“ Нарисуем сказку сами ”
Я узнаю мир
Декоративное рисование «Пасхальный сувенир»
“ Цветущее дерево”
“Весёлые кляксы”
“Прижми и отпечатай”
“Печатаем цветы и травы”
“Пузырьки рисуют сами”
«Здравствуй, лето!»
Всего:
Художественные материалы и природа
Вводное занятие. Материалы для работы. Инструктаж по
технике безопасности
Наши краски и палитра.
Краски и листья. Техника печати.
Создание поздравительной открытки «С Днем учителя»
Осень в лесу. Осеннее дерево.
Туманное утро. Техника по мокрой бумаге.
Краски на столе. Понятие натюрморт.
Силуэт и тень.
Спешите делать добро!
Эти милые маленькие друзья. Как нарисовать кота.
Волшебные бабочки и жуки. Понятие симметрии, печать
пятном.
Хрупкие цветы. Печать смятой бумагой. Проект поздравления
ко Дню матери, коллективная работа.
Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др.
Кисти и краски, мы шагнули в сказку. Сказки о добрых делах.
Зима и природа.
Создание поздравительной открытки «С Новым годом!»

10

Я горжусь своей страной!
Нарисуй одёжку для своей матрёшки.
Аппликация как вид картины.
Как питались на Руси?
Щит и меч. Эскиз щита русского былинного богатыря.
Создание поздравительной открытки «23 Февраля»
Создание поздравительной открытки
«8
Марта»
Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц,
поговорок.
Посуда из дерева. Разделочная доска.
Ложки-подружки, весёлые кружки.

10

2
1
1
1
1
1
3
9
1
1
1
1
1
1
2
34
9
1
1
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
1
2
1

Я узнаю мир
Шаг в космос. Техника разбрызгивания.
Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге.
День Победы.
Салют в технике граттаж.

8
2
1
1
1

Небо и птицы. Коллективный проект.

1

Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж.
Всего:

1
34

Описание материально – технического обеспечения курса
«Волшебная кисть»
·
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику В.
С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
·
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
·
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:
методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
·
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. –
М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
·
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.:
Просвещение, 1996. – 64 с.
·
Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику Л.
А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
·
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
·
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
·
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
·
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
·
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.:
Просвещение, 2007г.
·
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.
Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. –
М., Просвещение, 2009.
·
Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс.
– М., Просвещение, 2009.
·
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
·
Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток,
репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
·
Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, крандаши, гелевые ручки, цветная бумага.
·
Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и
холодные
цвета,
Натюрморт,
Пейзаж).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».