Рабочая программа по физической культуре 7-9 кл.

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
2. Патриотического воспитания
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения физической культуры в
жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях отечественной физической культуры и
спорта заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3. Духовно-нравственного воспитания
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4. Эстетическое воспитание предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и
неприятия
вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
6. Трудового воспитания
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и
2

потребностей;
7.
Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой,
повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов
предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
8.
Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
познавательной и информационной
культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию,
любознательности,
готовности и способности
к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня
обучения в дальнейшем;
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать
школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки
успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в
обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым
уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными
результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе
3

освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин,
универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и
содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется
в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их 'применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных
занятий физической культурой..
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы
для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

4

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
VII КЛАСС
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР), выдающиеся достижения
отечественных спортсменов на Олимпийских играх современности. Краткая характеристика избранного вида спорта (смысл состязательной
деятельности и общие правила соревнований, появление и развитие данного вида спорта в России, его представительство на Олимпийских играх,
выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены в данном виде спорта). Краткие сведения о проведении Олимпийских игр в СССР в
1980 г. (виды состязаний и место их проведения, число участников, символика и т. п.).
Базовые понятия физической культуры. Техника движений и ее основные показатели, общие представления о пространственных,
временных и динамических характеристиках движений. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики
освоенности движений. Особенности освоения двигательных действий (этапность, повторность, вариативность). Основные правила освоения
движений: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному. Самостоятельные занятия по освоению
движений, характеристика подводящих и подготовительных упражнений.
Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли,
смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения). Правила организации мест занятий оздоровительной ходьбой и бегом, выбора
одежды и обуви в зависимости от времени года и погодных условий.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Соблюдение требований
безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному
освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Подбор подводящих и подготовительных
упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению
двигательных действий (совместно с учителем).
Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с соответствующим содержанием (согласно плану
занятий). Наблюдение за выполнением движений с использованием эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу
сличения его с эталонным образцом. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Ведение дневника самонаблюдения:
регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление
5

комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных
действий (с графическим изображением).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных
особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы
дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом
индивидуальных особенностей физического развития.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика. (19ч.) Бег с препятствиями. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности с преодолением препятствий). Спринтерский бег.
Повороты при беге на средние и длинные дистанции. Бег на тренировочные дистанции (60 м; 100 м; 1500 м — мальчики; 800 м — девочки).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Гимнастика с основами акробатики.(7 ч.) Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде:
«Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
Акробатическая комбинация (мальчики): из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног),
поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360°.
Упражнения на низкой и средней перекладине (мальчики): из виса стоя согнув руки подъем переворотом силой в упор, перемах вперед и
назад одной, соскок; из положения упора перемах одной и другой в упор сзади, поворот кругом в упор, отмахом назад соскок.
Опорный прыжок через гимнастического козла (мальчики).
Упражнения на брусьях: наскок в упор углом, сед ноги врозь, перемах внутрь и размахивание в упоре, сед на левом бедре, перемах в сед на
правом бедре, соскок; размахивание в упоре и соскоки махом вперед и назад (мальчики); наскок в вис на верхнюю жердь, размахивание
изгибами, перемах согнув ноги в вис лежа на нижней жерди, круг правой (левой) с поворотом налево (направо) и перемахом в сед на правом
(левом) бедре, соскок с дохватом за нижнюю жердь (девочки).
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): из упора стоя продольно наскок с перемахом одной в упор верхом, поворот поперек и
перемах в сед на бедре руки в стороны; обратный перемах в сед ноги врозь поперек, перехват рук вперед в упор, махом назад встать в упор
присев, стойка поперек руки в стороны, переменный шаг с одной и с другой ноги, махом одной поворот кругом, равновесие на одной, руки в
стороны (или вверх), стойка на одной, другая вперед, беговые шаги до конца бревна и соскок ноги врозь в стойку к снаряду поперек.
Вольные упражнения (девочки): комбинации, включающие в себя элементы хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции рук
и ног, основные движения ногами, передвижения основными шагами); стилизованный бег и прыжки, основные танцевальные шаги.
Прикладные упражнения: передвижение в висе на руках с махом ног (мальчики); упражнения в висе на кольцах: из виса стоя разбег вперед,
согнуть ноги, покачаться; из виса стоя раскачивание одновременным и поочередным отталкиванием ногами с поворотом на 180°, сход со снаряда
6

сбеганием; размахивания в висе, вис согнувшись (мальчики), вис с завесом в кольца (девочки).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки.(15 ч.) Одновременный двухшажный ход. Передвижение с чередованием одновременного одношажного и двухшажного
хода с попеременным двухшажным ходом. Повороты упором. Преодоление естественных препятствий на лыжах способами перешагивания,
перелезания. Спуски в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (24ч.)
Б а с к е т б о л . Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Технико-тактические действия (индивидуальные и командные): передвижение
защитника при индивидуальных защитных действиях; вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча;
перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении (быстрое нападение); взаимодействие при вбрасывании мяча
судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником. Игра в баскетбол по правилам.
В о л е й б о л. Упражнения специальной физической и технической подготовки. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в
судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
VIII КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурнооздоровительное, спортивное и прикладное ориентированное), их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его связь с занятиями физической культурой и
спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению
здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для
повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Правила проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и
содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила планирования тренировочных занятий по спортивному
совершенствованию, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила и гигиенические
требования к проведению восстановительных процедур: дыхательная гимнастика во время и после занятий физическими упражнениями;
простейшие приемы восстановительного массажа (поглаживание, растирание, разминание) на отдельных участках тела, принятие ванн и душа.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
7

Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке
мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий
спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической
подготовленности (совместно с учителем).
Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим содержанием (согласно плану занятий).
Проведение восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям
динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и
физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим
изображением).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом
индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнений на
регулирование массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные
комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорнодвигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения — близорукость).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика.(19ч.) Совершенствование техники ранее освоенных легкоатлетических упражнений (бег на короткие и средние дистанции;
бег с препятствиями; кроссовый бег; прыжок в высоту и длину с разбега). Тройной прыжок с разбега. Толкание ядра.
Прикладные упражнения: туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на
точность приземления и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой.
Марш-бросок (мальчики — до 5 км, девочки — до 3 км) с туристической экипировкой.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Гимнастика с основами акробатики. (7 ч.) Стойка на голове и руках толчком одной и махом другой из упора присев (юноши). Акробатическая
комбинация: из стойки «старт пловца» с наскока два темповых кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад,
перекат назад в стойку на лопатках, перекат в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360° (юноши).
Гимнастическая комбинация на перекладине (юноши): из виса стоя силой (махом) подъем переворотом назад в упор, перемах одной в упор
верхом, перехват в хват снизу, оборот вперед верхом, перемах одной в упор сзади, поворот кругом в упор хватом сверху, махом назад соскок с
поворотом на 90° в стойку боком к снаряду.
8

Гимнастические комбинации на брусьях: из упора на предплечьях подъем махом вперед в сед ноги врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь,
перемах внутрь с последующим размахиванием в упоре, соскок махом вперед (юноши); из упора стоя лицом внутрь на нижней жерди махом
подъем переворотом назад, перехват в вис на нижней жерди хватом за верхнюю жердь, со скрестным перехватом рук поворот кругом в вис лежа
сзади на нижней жерди, круги одной ногой над нижней жердью, сед на бедре, соскок (девушки).
Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне (девушки): с разбега наскок в упор присев, стойка поперек, руки в стороны, подскоки
на двух на месте, усложненный шаг, подскоки с одной на другую с продвижением, равновесие с поворота махом одной ноги вперед, беговые
шаги до конца бревна и соскок ноги врозь в стойку спиной к снаряду поперек.
Опорный прыжок через гимнастического коня (юноши).
Вольные упражнения: динамического характера (повороты на одной и двух ногах, повороты головы, ходьба на носках высоким шагом) и
статического характера (стойки на двух и одной ноге с изменением положений рук, головы, туловища); произвольная комбинация, составленная
из освоенных стилизованных общеразвивающих упражнений, элементов ритмической гимнастики и хореографии, танцевальных движений с
учетом индивидуальной физической и технической подготовленности (девушки).
Лыжные гонки.(15ч.) Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на другой. Прохождение на результат
учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры (28 ч.)
Б а с к е т б о л . Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника. Отработка тактических игровых комбинаций. Игра в баскетбол по
правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л. Упражнения специальной физической и технической подготовки. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в
судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
IX КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и
восстановления организма, виды и разновидности туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение,
требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные
привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в
профилактике вредных привычек. Прикладно-ориентированная физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения
9

профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического совершенствования.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом дневной и недельной динамики
работоспособности. Правила планирования активного отдыха и его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности,
индивидуального образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи
во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к проведению летних пеших туристических походов (выбор
маршрута, снаряжения, одежды и обуви, укладка рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка палатки, разведение костра, размещение туалета,
оборудование спортивной площадки и т. п.). Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах, отравлениях,
царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой (согласно плану индивидуальных занятий).
Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время
занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям
динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и
физкультминуток, содержания домашних занятий, результатов тестирования функционального состояния организма (с помощью
«одномоментной пробы Летунова»).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки; утренней зарядки,
физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом
индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (подбираемые в
соответствии с медицинскими показаниями учащихся).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика. (19ч.) Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее разученных упражнений в прыжках, беге и метании. Бег на
дистанции: 60 м с низкого старта (на результат), 1000 м — девушки и 2000 м — юноши (на результат). Кроссовый бег: юноши — 3 км, девушки —
2 км.
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья
10

и перелезания.
Упражнения общей физической подготовки.
Гимнастика с основами акробатики. (7 ч.) Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках, упор
присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба со взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя
на колене в стойку боком к бревну. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной
физической и технической подготовленности.
Упражнения на перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади согнувшись, толчком ног вис согнувшись сзади; вис на
согнутых ногах. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической
подготовленности.
Упражнения на брусьях: махи в упоре на руках с разведением ног над жердями; гимнастическая комбинация, составленная из разученных
упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности (юноши); из виса присев на нижней жерди толчком ног
подъем в упор на верхнюю жердь; гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной
физической и технической подготовленности (девушки).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки.(15 ч.) Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности с чередованием одновременных, попеременных и
бесшажного ходов. Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Прохождение соревновательной дистанции 3 км.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры(28 ч.)
Б а с к е т б о л . Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника. Отработка тактических игровых комбинаций. Техникотактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Игра в баскетбол по
правилам.
В о л е й б о л. Упражнения специальной физической и технической подготовки. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в
судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий
и уровня физической подготовленности.
11

По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать
знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает,
используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной
аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий.
Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен
выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение
знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к
неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в
том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации
классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники
соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической
подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель
12

должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста,
исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее
консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге
умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом
конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при
условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания,
двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической
подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением
тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план 5-9 классов
Разделы программы

7 класс

Знания о физической культуре (История физической
культуры. Физическая культура и спорт в современном
обществе. Базовые понятия физической культуры.
Физическая культура человека.)

8 класс

9 класс

Основные направления
воспитательной деятельности
1,2,3,4,5,6,7,8

В процессе урока

Организация и проведение занятий физической культурой

В процессе урока

1,2,3,4,5,6,7,8

Оценка эффективности занятий физической культурой
Легкая атлетика

19

19

13

19

1,2,3,4,5,6,7,8

Гимнастика с основами акробатики

7

7

7

1,2,3,4,5,6,7,8

Лыжные гонки

15

15

15

1,2,3,4,5,6,7,8

Спортивные игры

27

27

27

1,2,3,4,5,6,7,8

68

68

68

Всего часов

п/№

Вид программного материала

1

Знания о физической культуре

2

Легкая атлетика

3

Спортивные игры

4

Гимнастика с элементами акробатики

5

Лыжная подготовка

Кол-во
часов

19

1

2

четверть

3

4

четверть
четверть
В процессе урока

четверть

9

Учеб
ные
норм
атив
ы по
усвое
нию
навы
ков,
умен
ий,
разви
тию

10

27

8

7

9

4

6

7

15

15

Всего часов:

68

17

16

19

16

двигательных качеств.
7 класс.
№
п/п

ПОКАЗАТЕЛИ
Контрольные упражнения
“5”
14

Мальчики
“4”

“3”

“5”

Девочки
“4”

“3”

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек.
Бег 60 м, сек.
Кросс 2000 м, мин., сек.
Прыжки в длину с места, см
Прыжок в длину с разбега, см
Подтягивание на высокой перекладине, раз
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, раз
Наклоны вперед из положения сидя, см
Подъем туловища за 1мин. из положения лежа
Прыжок в высоту с разбега, см
Прыжок на скакалке, 1мин, раз
Метание 150 г. мяча на дальность с разбега, м.

8,2
4.8
9,4
12.30
205
360
8
23
9+
45
120
105
38

8,9
5.6
10,0
13.30
170
340
5
18
5
40
110
95
35

9,2
5.9
10,8
14.30
150
290
1
13
2–
35
100
90
25

8,7
5.0
9,8
13.30
200
330
19
18
18+
38
110
120
27

9,5
6.0
10,4
14.30
160
300
12
12
10
33
100
110
20

9,9
6.2
11,2
15.30
140
240
5
8
6–
25
90
105
16

8 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

ПОКАЗАТЕЛИ

Мальчики

Контрольные упражнения
“5”
8.1
4.7
9.0
16.30
380
210
9
25
11+
48
115
42
125

Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек
Бег 60 м, сек.
Кросс 2000 м, мин (д); 3000м, мин (м)
Прыжок в длину с разбега, см
Прыжки в длину с места, см
Подтягивание на высокой перекладине, раз
Сгибание и разгибание рук в упоре, раз
Наклоны вперед из положения сидя, см
Подъем туловища за 1мин. из положения лежа
Прыжок на скакалке за 1 мин, раз
Метание мяча 150 гр. на дальность с разбега, м.
Прыжок в высоту с разбега, см
9 класс
15

“4”
8.8
5.5
9.7
17.30
360
180
6
20
7
43
105
37
115

Девочки
“3”
9.1
5.8
10.5
18.30
310
160
2
15
3–
38
100
28
105

“5”
8.6
4.9
9.7
12.30
340
200
17
19
20+
38
125
27
115

“4”
9.4
5.9
10.4
13.30
310
160
13
13
12
33
115
22
105

“3”
9.9
6.1
10.8
14.30
260
145
5
9
7–
25
110
18
95

ПОКАЗАТЕЛИ

№

Контрольные упражнения

п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

“5”
8.0
4.5
8,5
15.30
220
130
10
32
12+
50
125
45
430

Челночный бег 3х10 м, сек
Бег 30 м, сек.
Бег 60 м, сек.
Кросс 2000 м, мин (д); 3000 м, мин (м)
Прыжки в длину с места, см
Прыжок в высоту с разбега, см
Подтягивание на высокой перекладине, раз
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, раз
Наклоны вперед из положения сидя, см
Подъем туловища за 1мин. из полож. лежа, раз
Прыжок на скакалке за 1 мин, раз
Метание мяча 150гр. на дальность м. с/р, м
Прыжок в длину с разбега, см

Мальчики
“4”
8.7
5.3
9,2
16.30
190
120
7
27
8
45
120
40
380

“3”
9.0
5.5
10,0
17.30
175
110
3
22
4–
40
110
31
330

“5”
8.5
4.9
9,4
11.30
205
115
16
20
20+
40
130
30
380

Девочки
“4”
9.3
5.8
10,0
12.30
165
110
12
15
12
35
120
28
330

“3”
9.8
6.0
10,5
13.30
155
100
5
10
7–
26
115
18
290

Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№
п/п

Физические способности

Контрольное упражнение
(тест)

Возраст

уровень
низкий

1

Скоростные

Бег 30м

2

Координационные

Челночный бег 3х10

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
11
12

6.3
6.0
5.9
5.8
5.5
9.7
9.3
9.3
9.0
8.6
140
145
16

мальчики
средний

6.1-5.5
5.8-5.4
5.6-5.2
5.5-5.1
5.3-4.9
9.3-8.8
9.0-8.6
9.0-8.6
8.7-8.3
8.4-8.0
160-180
165-180

высокий

5.0
4.9
4.8
4.7
4.5
8.5
8.3
8.3
8.0
7.7
195
200

низкий

6.4
6.3
6.2
6.1
6.0
10.1
10.0
10.0
9.9
9.7
130
135

девочки
средний

высокий

6.3-5.7
6.2-5.5
6.0-5.4
5.9-5.4
5.8-5.3
9.7-9.3
9.6-9.1
9.5-9.0
9.4-9.0
9.3-8.8
150-175
155-175

5.1
5.0
5.0
4.9
4.9
8.9
8.8
8.7
8.6
8.5
185
190

13
14
15

150
160
175

4

Выносливость

6-минутный бег

11
12
13
14
15

900
950
1000
1050
1100

5

Гибкость

Наклон вперед из
положения сидя

6

Силовые

Подтягивание на
перекладине:
– на высокой (м);
– на низкой (д)

11
12
13
14
15
11
12
13
14
15

2
2
2
3
4
1
1
1
2
3

17

170-190
180-195
190-205
1000-1100
1100-1200
1150-1250
1200-1300
1250-1350

6-8
6-8
5-7
7-9
8-10
4-5
4-6
5-6
6-7
7-8

205
210
220

140
145
155

160-180
160-180
165-185

200
200
205

1300 1350
1400
1450
1500

700
750
800
850
900

850-1000
900-1050
950-1100
1000-1150
1050-1200

1100
1150
1200
1250
1300

10
10
9
11
12
6
7
8
9
10

4
5
6
7
7
4
4
5
5
5

8-10
9-11
10-12
12-14
12-14
10-14
11-15
12-15
13-15
12-13

15
16
18
20
20
19
20
19
17
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».