Адаптированная программа Русский язык

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным
стандартом
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599
Программа разработана на основании Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант1) М. «Просвещение»
2021г., одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
I.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов разработана на
основании следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- постановления главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г № 2 об
утверждении санитарных правил и норм СанПиНи1.2.3.686-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
- приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021года);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15) Москва «Просвещение» 2021.;
- Рабочей программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями Вариант 1, 8-9 классы (русский язык) под редакцией Э. В.
Якубовской, М. И. Шишковой, И. М. Бгажноковой, 6-е издание, М. «Просвещение» 2020г.
- Учебного плана МОБУ ООШ с. Имендяшево
Цели: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину,
знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры.
Задачи:
- освоение знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты-описания, и тексты-повествования
небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к предмету, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса
к языку, стремления совершенствовать свою речь;

- сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных
дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей
профессии;
– использовать процесс обучения русскому языку для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и
личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей
каждого ученика.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

II.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение русскому языку в коррекционной (специальной) школе имеет свою специфику.
Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.
Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах,
включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими
сознательно и прочно. Активное использование элементов опережающего обучения на уровне
отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем не
только способствует осмысленному освоению обязательного материала, но и создает основу для
введения простейших элементов исследовательской деятельности в процесс обучения как на уровне
отдельных упражнений.
В процессе обучения русскому языку акцент делается на осознанное усвоение полученных ими
предметных знаний.
Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам,
учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8.1. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному
развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (45 мин). В 8-9 классах отведено 102 часов в год (3 часа в
неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом планировании, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный
подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Процесс обучения русскому языку носит практическую направленность и тесно связан с другими
учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях
современного общества. Связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности,
личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
В основу программы по русскому языку взят традиционный тематический принцип
группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения
учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений
практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры
дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и
дифференцированного подхода на уроках русского языка.

Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом,
техническими средствами обучения.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку.
По мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходимость
заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключений, переноса знаний в новые или
нестандартные ситуации, а также заданий практического характера.
Домашние задания обязательно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по русскому языку учитель
проводит 2 – 3 раза в четверти контрольные работы.
Так как одной из основных задач коррекционная школа ставит подготовку учащихся к жизни,
к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в
программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по письму и развитию
речи, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной)
школе. В результате освоения предметного содержания курса письма и развития речи у учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных,
регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных:
регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
Личностные: обучение письму и развитию речи организует и дисциплинирует учащихся с
интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию таких черт личности, как
аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение
доводить начатое дело до конца.
Регулятивные: Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении
действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов
мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции
мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить
свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о звуке, слове,
предложении и частях речи. Требуется развернутость всех этапов формирования умственных
действий. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе
специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и
самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по
заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный
результат.
Познавательные: на уроках русского языка в результате взаимодействия усилий учителя и
учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается мышление
учащихся. Важную роль в обучении играет целенаправленная работа по развитию у школьников
общеучебных умений, навыков и способов деятельности: учебно-познавательных мотивов, учебной
самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать,
сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
Коммуникативные: в процессе изучения письма и развития речи развивается речь учащихся,
обогащается специфическими терминами и выражениями их словарь, формируются речевые
умения: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя),
формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания,
доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения
учебной задачи.
При обучении русскому языку общеобразовательная, коррекционно-развивающая,
воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы решаются
комплексно при осуществлении тесной связи русского языка с другими учебными предметами,
особенно с трудом.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных
упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Материалы
курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять
дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и
особенностей овладения учащимися знаниями, а с другой – от учета их потенциальных
возможностей.

Основными видами деятельности учащихся по предмету «Русский язык» являются:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой
речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и
правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и
структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения русскому языку. Овладение разборчивым
аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, письмо по памяти.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике
(на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин и т. п.).
Контроль за усвоением знаний.
Процесс обучения русскому языку постоянно сопровождается контролем.
Оценка усвоения знаний и умений на уроках осуществляется на этапе предварительного
контроля в процессе повторения и обобщения в начале учебного года или перед изучением новой
темы; на этапе текущего контроля в процессе повторения, закрепления и обобщения изученного на
каждом уроке и выполнения текущих самостоятельных работ с целью актуализации знаний; на
этапе итогового контроля в процессе проведения текущих и итоговых контрольных работ с целью
выявления результатов обучения после изучения темы раздела, в конце четверти или учебного года.
Способы контроля знаний по русскому языку разнообразны: устный опрос (фронтальный и
индивидуальный), письменные и практические работы, самоконтроль и взаимоконтроль.
Обучающиеся должны постоянно видеть результаты своей работы для понимания значения
отметок.
Формы организации учебного процесса.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у
воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются
следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и
развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и
дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение
коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких
языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения
смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к
формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных
особенностей учеников.
Формы работы:
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные
упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие,
предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматические
задания, фонетический разбор слов, работы с деформированными текстами, подготовительные
работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится
контрольная работа по вопросам и заданиям (возможно тестирование), контрольные диктанты.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта,
грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными
видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание
орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления
связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по
грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с
грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в
предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных
работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы урока:
-словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой (самостоятельная и под
руководством учителя);
-наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические: упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач курса применяются разнообразные
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки;
- уроки письменного контроля знаний.

III.

Описание места учебного предмета.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и учебным планом МОБУ
ООШ с. Имендяшево и предусматривает изучение предмета русский язык в количестве:
Наименование 8 класс
9 класс
предмета
3ч. в неделю 3ч. в неделю
Русский
язык
102ч. в год
102ч. в год

IV.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Русский язык».

«Русский язык» в системе общего образования является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение
русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном
средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального
самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся коррекционной школы формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о
нормах русского языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах,
условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим
школьным предметам.

V.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Освоение программы обеспечивает достижение выпускниками коррекционной школы
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
- разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
- образование слов с новым значением с опорой на образец;
- различение изученных частей речи по вопросу и значению;
- использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на
основе готового или коллективного составленного алгоритма;
- составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
- установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью
учителя);
- нахождение в тексте однородных членов предложения;
- различение предложений, разных по интонации;
- нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
- участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его
темы и основной мысли;
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с
элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех
компонентов текста;
- составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера
( с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:
- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
- разбор слова по составу с использованием опорных схем;
- образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием
приставок и суффиксов с опорой на схему;
- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
- определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного,
прилагательного) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
- нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под
руководством учителя);
- пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
- составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на
предложенную тему и т. д.;
- установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более
4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
- нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
- составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
- различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
- отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью
учителя);
- выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли
текста;
- оформление всех видов изученных деловых бумаг;
- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения
после предварительного разбора (до 70 слов);
- письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного
разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств
(55-60 слов).
Метапредметные результаты
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию
универсальных учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к
обучению и содействуют становлению ученика, как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Личностные УД:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение,
отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Определять успешность
выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих
людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах и социальной справедливости;
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопознания. Учиться
планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию выполнения задания.
Коммуникативные УД:
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи,
выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы
«культурной» речи: ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли;

- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к
партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,
устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов
речи, ситуаций общения.
Регулятивные УД:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем
находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Адекватно
воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках
информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать
правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Познавательные УД:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- осуществлять сравнение по алгоритму;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)
представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать
модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- делать выводы в результате совместной работы с учителем и классом;
- находить ответы на вопросы, используя свои знания, алгоритм выполнения задания и
информацию, полученную на уроке.

VI.

Содержание учебного предмета «Русский язык» 5-9 классы.

Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с
этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как
способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое
внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения
делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении
русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования
собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько
умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной
форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Слово. Текст»,
«Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других
грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1 раза
в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на
других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
Звуки и буквы.
Повторение. Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Характеристика гласных:
слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие
— твёрдые, звонкие — глухие. Несовпадение звука и буквы в слове.
Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме
буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения
согласных и гласных в словах (ня — нья). Употребление мягкого знака как показателя раздельного
произношения согласного и гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для
обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака.
Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Установление
несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце
слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие их в
безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударных гласных
путём изменения формы слова.
Звуковая характеристика языка. Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове.
Общий способ решения орфографических задач.
Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.
Проверяемые и непроверяемые написания в словах. Работа с орфографическим словарём.
Слова из словаря:
8 класс. Государство, депутат, дисциплина, документ, информация, квитанция, клиент, медаль,
полиция (милиция), неожиданно, Отечество, память, паспорт, патриот, пациент, планета,
профессия, секретарь, совесть, станция, территория, характер, чувство, электричество, юмор.
9 класс. Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран, владелец,
жестокость, иждивенец, изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население,
национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, сбербанк, свидетельство, традиция.
Слово.
Состав слова.

Родственные, или однокоренные, слова. Корень — выразитель общего значения в группе
однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в
предложения. Объяснение значений слов по плану и образцу. Подбор однокоренных слов,
относящихся к разным частям речи. Их дифференциация.
Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью
окончаний. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса.
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Приставка и предлог. Их различение.
Правописание приставок с а и о. Приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, от-,
под-, над-). Составление различных словосочетаний с однокоренными словами, образованными с
помощью приставок.
Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками.
Правописание корней и приставок. Их систематизация.
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Суффиксы с
уменьшительно-ласкательным значением.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Образование разных слов с
помощью одних и тех же приставок и суффиксов, наблюдение за значением этих слов.
Практическое использование однокоренных слов в тексте.
Разбор слов по составу (простейшие случаи).
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путём
изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Дифференциация способов проверки.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в
группе однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными о, е и без соединительной гласной. Обогащение
словаря сложными словами. Их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу).
Составление словосочетаний и предложений с данными словами. Включение их в текст.
Сложносокращённые слова. Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.
Части речи
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Существительное.
Прилагательное. Глагол. Их различение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении.
Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.
Существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных общей
темой. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их
профессии, животные, растения, события, явления природы и т. д. Существительные, называющие
один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению.
Существительные, близкие по значению. Описание картин окружающей действительности
существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на
другой: глаза как бусинки).
Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных. Названия праздников. Кавычки в названиях книг, журналов,
магазинов и т. д. Распространение предложений в тексте именами собственными.
Изменение существительных по числам.
Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными и составление
предложений на основе двух слов.
Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по родам.
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в
словосочетаниях. Правописание.
Число существительных. Изменение существительных по числам.
Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками. Включение их
в предложения.
Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с
существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому (существительному) и

определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере
существительных с ударными и беспроблемными окончаниями).
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор
падежной формы существительного после предлога.
Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных
падежах, в начальную форму.
Три типа склонения существительных.
Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных
и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в
единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения
способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием.
Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в
заданной падежной форме. Склонение существительных во множественном числе. Распространение
предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе.
Определение грамматических признаков существительного (с опорой на таблицу).
Выбор из текста существительных и постановка их в начальную форму.
Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола
прошедшего времени с несклоняемыми существительными.
Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Признаки, обозначаемые прилагательными:
цвет, размер, форма, вкус и т. д. Описание человека, животных, явлений природы с помощью
прилагательных. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.
Прилагательные, противоположные по значению. Прилагательные, близкие по значению.
Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котёнок). Употребление
прилагательных в прямом и переносном значении.
Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые окончания
прилагательных.
Число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Наблюдение за родовыми окончаниями. Дифференциация окончаний единственного и
множественного числа: -ее, -ие.
Понятие о склонении прилагательных. Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного к
прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием
прилагательного. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний
прилагательных с помощью вопроса.
Прилагательные на -ни, -ье, -ья, -ьи. Их правописание.
Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (сначала с опорой на предмет
или его изображение, а в дальнейшем без них). Согласование прилагательных с существительными.
Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежных формах.
Распространение предложений прилагательными и однородными членами, выраженными
прилагательными в заданной падежной форме.
Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными. Восстановление текста
по опорным словосочетаниям.
Включение прилагательных в описание портрета (с опорой на иллюстрацию, репродукцию
картины).
Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на структурную схему диалога.
Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, глаголы
труда, глаголы речи и т. д.). Нахождение в тексте глаголов разных семантических групп.
Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных и глаголов,
противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по
значению, на заданную тему. Включение в текст пар глаголов, противоположных по значению. Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик). Глаголы, близкие по

значению, их использование в предложениях. Употребление глаголов в прямом и переносном
значении, включение их в описание картины (по данной репродукции).
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и
значению. Употребление в речи глаголов разных временных категорий.
Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Начальная форма глагола (неопределённая форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что
сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2 и 3-е лицо глаголов единственного и
множественного числа. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределённой формы глаголов (тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам.
Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы косвенных
падежей.
Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников диалога.
Краткий письменный пересказ текста по вопросам.
Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение местоимений с
существительными.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление
местоимений 2-го лица множественного числа (вы, Вы) при обращении к нескольким лицам и
одному человеку.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена местоимениями
повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.
Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных
словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия
противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом
и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда?
откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.
Правописание наречий на -а и -о.
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений
наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой.
Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.
Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и
письменной речи.
Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900.
Составные числительные, их правописание.
Предложение.
Нераспространённые и распространённые предложения. Главные и второстепенные члены
предложения. Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос
нераспространённым и распространённым предложениями.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Однородные члены предложения с союзами а,
но. Интонация сопоставления. Знаки препинания. Дополнение предложения однородными членами
по вопросу. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями
речи. Постановка вопроса к однородным членам предложения. Включение в предложение
однородных членов путём замены слова с обобщающим значением словами с конкретными
значениями.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в
предложении. Культура речи при обращении.

Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по
интонации предложений об одном предмете.
Употребление восклицательных и вопросительных предложений в диалоге.
Сложное предложение без союзов. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с
простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.
Нераспространённые простые и сложные предложения. Распространение их в тексте.
Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и
второстепенных членов в частях сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и,
а, но, что, чтобы, потому что, когда.
Текст.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.
Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений.
Установление последовательности предложений в тексте.
Тема и основная мысль. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда
предложенных).
Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Деление текста на части по данному
плану.
План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность
предъявляемых фактов (примеров).
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, по вопросам к тексту, с опорой
на рисунки. Коллективный подбор примеров (фактов) для подкрепления основной мысли текста.
Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг,
неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.
Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь
между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.
Анализ текста: тема, основная мысль, части текста, средства связи предложений в тексте,
составление плана к тексту.
Деловое письмо.
Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка адресных
данных. Индекс. Его значение. Отправитель и получатель. Тематический словарь.
Почтовая марка, её функциональное значение.
Заполнение конверта.
Поздравление. Текст поздравления, его структурные части (обращение, поздравление, пожелание,
подпись). Тематический словарь.
Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями.
Всенародные праздники, их названия, календарные данные.
Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней. Заполнение лицевой
и обратной стороны поздравительной открытки. Речевой этикет. День учителя. Поздравление с
Днём учителя.
Календарь памятных дат. Его заполнение. Профессиональные праздники. Внесение личностно
значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат.
Записка. Текст записки, её структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический
словарь.
Записка-просьба, записка-приглашение, записка-извинение, записка-благодарность. Речевой этикет.
Дополнение текста записки пропущенными структурными частями.
Составление записок на заданные темы, правильное расположение записок на листе бумаги.
Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением,
сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь.
Дополнение текста письма пропущенными структурными частями.

Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы.
Преобразование повествовательного текста в текст письма. Коллективное сочинение писем по
образцу, по письму-заготовке, на заданную тему, ответов на полученное письмо.
Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись).
Тематический словарь.
Особенности текста объявления: краткость, точность (где? когда?).
Школьные объявления. Доска объявлений. Объявления о пропаже и находке.
Объявления на улице и в газете.
Составление объявлений из данных структурных частей.
Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями.
Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.
Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, её структурные части (адресат,
название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число).
Тематический словарь.
Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на
листе бумаги.
Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.
Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.
Заявление. Текст заявления, его структурные части (кому, от кого; название документа, просьба
заявителя, подпись, дата). Тематический словарь.
Членение текста заявления на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.
Составление заявления из отдельных структурных частей.
Дополнение текста заявления пропущенными структурными частями.
Тематика заявлений. Составление заявлений на заданные темы.
Заполнение бланков заявлений.
Расписка. Текст расписки, её структурные части (название документа, содержание документа,
подпись, дата). Тематический словарь.
Членение текста расписки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.
Составление расписки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста расписки пропущенными структурными частями.
Тематика расписок. Составление расписок на заданные темы.
Доверенность. Текст доверенности, её структурные части. Тематический словарь.
Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение их на листе
бумаги.
Составление доверенности из отдельных структурных частей.
Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями.
Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы. Заполнение бланков
доверенности.
Автобиография. Текст автобиографии, её структурные части. Тематический словарь.
Членение текста автобиографии на структурные части и правильное расположение их на листе
бумаги.
Составление автобиографии из отдельных структурных частей.
Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями.
Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно.
Внесение автобиографических данных в различные документы. Заполнение бланков
автобиографическими данными.
Связная письменная речь с элементами творчества.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова,
средства связи предложений). Обсуждение заголовка к тексту. Изложение рассказа по данному
началу и опорным словам.
Изложение воспринятого на слух текста по данному началу и опорным словам.
Коллективное описание предмета с опорой на предмет или его изображение по предложенному
учителем плану.
Коллективное сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок
с предварительной отработкой сюжета и словаря.
Сочинение по данному плану и опорным словам или по данному началу частей текста.
Сочинение по материалам личных наблюдений.
Изложение содержания текста.
Распределение часов по разделам.
8 класс (102 часов в год)
№ п/п раздела
I.
1.1
1.2
1.3
II.
2.1
2.2
2.3
III.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
IV.
V.
Итого

Наименование раздела/ подраздела

Количество
часов
Повторение. Предложение.
4 часов
Предложение.
2
Однородные члены предложения.
2
Обращение.
4
Состав слова. Текст.
10 часов
Состав слова.
3
Правописание гласных и согласных
5
в корне и приставке.
Сложные слова.
8
Части речи. Текст.
71 час
Различие частей речи.
1
Имя существительное
17
Имя прилагательное
17
Местоимение.
19
Глагол.
21
Наречие.
16
Предложение. Текст.
6 часов
Повторение
5 часов
102 часов
9 класс (102 часов в год)

№ п/п раздела

III.

Наименование раздела/
подраздела.
Повторение. Предложение.
Состав слова
Состав слова, образование
новых слов.
Сложные и
сложносокращенные слова.
Части речи. Текст.

3.1

Имя существительное

17

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Имя прилагательное
Местоимение.
Глагол
Наречие.
Имя числительное.

16
13
22
14
13

I.
II.
2.1
2.2

Количество часов
2 часов
6 часов
5
7
75 часов

IV.
V.
Итого

Предложение. Текст.
Повторение

10 часов
4 часов
102 часов

VII. Материально-техническое обеспечение учебной деятельности.
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер.
3. Экран для проектора.
4. Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
5. Ученическая мебель соответствующая росто-возрастным особенностям учащихся.
Программа обеспечивается УМК:
Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 8 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 7-е издание - М. «Просвещение», 2020 г.
2.
Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 9 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 8-е издание - М. «Просвещение», 2021 г.
3.
Словари по русскому языку.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».