Адаптированная программа 9 класс Литература

1

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего
образования, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки
РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5 – 11 классы
(Базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2015. – 12-е изд. – 256 с.
Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с
задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г.
В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном
обращении к тексту, пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
Обзорное знакомство с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях
расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы. Там же указаны
основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы.

Цели изучения учебного предмета


Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:



воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;



развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;



освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;



овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей
принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания
2

и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета
определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного
образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской
деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает,
что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного
произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей
способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и
теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретиколитературных понятий:










осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

3

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и
русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение
русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его
речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин
обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его
функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук
(лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национальнокультурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой
деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным
искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью
человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний
по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему
миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров
способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает
следующее распределение учебного времени:
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОБУ ООШ с. Имендяшево отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в
IX классе, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;
4

























сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
5















выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным)
языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
 поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение,
ресурсы Интернета)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (2)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
6

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение
«Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (6)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.(1час)
Михаил Васильевич Ломоносов(1)
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на
Всероссийский престоле Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и
просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин(1) Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев(1) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое
изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр
путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин(2часа) Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная
Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века ( 42).
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской
критике, публицистике, мемуарной литературе.(1час)
Василий Андреевич Жуковский(2)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
7

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение
романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика
сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного
духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным
чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов(5)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов
персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин(7)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас
любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» – противоречие, невозможность
гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная
сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в
зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М.
Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия,
олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
8

Михаил Юрьевич Лермонтов (8 +3 рр).
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе,
роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и
«ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и
«Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не
тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные
представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (4 +2рр час).
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков –
«приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским
романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках
Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире,
юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский( 2часа).
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и
приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский(3 + 1 вн/чт )
9

Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов(1+1рр+ 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому
человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.(1час)
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Литература ХХ века (18+2 вн/чт+ 6р/р).
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Александрович Булгаков (3 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба
повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров
Михаил Александрович Шолохов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея
Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины
весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
10

Александр Исаевич Солженицын (4час).
Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок (1час)
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о
славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин(1+ 1р/р)
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила
роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема
России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский (1+ 1 р/р)
Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева (1+ 1р/р)
Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою
нежностью – потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий(1час).
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и
природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова(1+ 1р/р).
11

Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические
интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак (1час)
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский (1+1р/р)
Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков(1+1вн.чт.час).
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни
как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Зарубежная литература (5+1 вн/чт).
Античная лирика.(1час)
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных
взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик
Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство
римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери(1час).
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира),
аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к
12

духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное
постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком,
разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир(2часа).
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой
(3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви
Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете (2+ 1 вн/чт )
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет
Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила
его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература
13

1. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.:
Просвещение, 2007-2008.,ФП№1476
Дополнительная учебно-методическая литература
1.
Стандарт основного общего образования по литературе.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.11).
2.
Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком
обучения.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.11).
3.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
4.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный
уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
5.
Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
6.
Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития. Академия
Холдинг, 2003.
7.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
8.
Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.
«Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2005.
9.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010.
10.
Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.
11.
Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. –
М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
12.
Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель Е.В. Коркина;
под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
13.
Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику-хрестоматии для
общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006.
14.
Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.:
Издательство «Экзамен», 2007.
15.
Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 классов /
автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
Основные Интернет-ресурсы
14

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».