Раб программа по обществознанию 6-9 классы.

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
(ЛР1) формирование
основ
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности обучающегося,
(ЛР2) усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур;
(ЛР3) воспитание уважения к наследию народов России; восприятие традиций обществоведческого
диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском
государстве.
(ЛР4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

(ЛР5) формирование представления о территории и границах России, его достижений и
культурных традиций;
(ЛР6) формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою
страну;
(ЛР7) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
(ЛР8) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам
(ЛР9) уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической
толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
(ЛР10) формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
(ЛР11) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
(ЛР12) формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты
(МР1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках обществоведческую информацию, способностей определять и аргументировать своё
отношение к ней;
(МР2)формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в
том числе во внутреннем плане,
(МР3) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по
способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

(МР4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися
основ проектно-исследовательской деятельности;
(МР5) формирование умений работать в группе
(МР6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
(МР7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
(МР8) для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы
коммуникативной компетентности.
(МР9) создание условий для практического освоению морально-этических и психологических
принципов общения и сотрудничества;
(МР10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с
информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
2

плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
(МР11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой
аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста,
изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
(МР12) формирование умения использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных
и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
(МР13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
(МР14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
(МР15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
(МР16) формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

(МР17 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов
образом;
(МР18) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный
проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
(МР19) формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть
получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
(МР20) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные
для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация
фактов;
(МР21) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
(МР22) формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
(МР23) формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных
установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного
знания.
(МР24) формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных
к другому;
(МР25) формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из
других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
(МР26) формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе
имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

(МР27) формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе
с одним или несколькими источниками
(МР28) формирование умения давать определения понятиям;
(МР29) формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
(МР30) формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к родовому понятию,
3

(МР31) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Предметные результаты
6 класс:
(ПР1) овладение базовыми обществоведческими знаниями, а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах;
(ПР2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных
явлений, современных глобальных процессов;
(ПР3) формирование умений применения обществоведческих знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;

(ПР4) объяснять смысл основных понятий, терминов;
(ПР5) использовать тексты как источник информации;
(ПР6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках;
(ПР7) описывать условия существования различных обществ;
(ПР8) раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства;
(ПР9) объяснять в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников
культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
(ПР10) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям.
(ПР11) локализовать во времени общие рамки и события развития государств;
(Пр12) использовать тексты как источник информации о территории, об экономических и
культурных центрах;
(Пр13) проводить поиск информации в текстах;
(Пр14) составлять описание образа жизни различных групп;
(ПР15) раскрывать характерные, существенные черты экономических и социальных отношений
в государствах;
(ПР16) объяснять причины и следствия ключевых событий;
(ПР17) показывать общие черты и особенности;
(ПР18) давать оценку событиям и личностям;
7 – 8 класс:
(ПР19) локализовать во времени общие рамки и события;
(ПР20) использовать тексты как источник информации о границах России и других государств;
об основных процессах социально-экономического развития;
(Пр21) анализировать информацию различных источников по обществознанию;
(ПР22) составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах;
(ПР23) систематизировать обществоведческий
материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по обществознанию;
(ПР24) раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
(ПР25) объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
(ПР26) сопоставлять развитие России и других стран;
9 класс:
(ПР28) локализовать во времени обществоведческие события;

4

(ПР29) использовать обществоведческие тексты как источник информации о территории
России (СССР) и других государств; значительных социально-экономических процессах и
изменениях на политической карте мира;
(ПР30) анализировать информацию из обществоведческих источников;
(ПР31) представлять в различных формах описания, рассказа:
(ПР32) систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе;
(ПР33) раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития
России и других стран, политических режимов, международных отношений;
(ПР34) объяснять причины и следствия наиболее значительных событий в России и других
странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
(ПР35) сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран (опыт
модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
(ПР36) давать оценку событиям и личностям;
(ПР37) формирование способности миропонимания и познания современного общества на основе
изучения исторического опыта России и человечества;
(ПР38) осмысление опыта российской истории как части мировой истории.

2. Основное содержание учебного предмета «Обществознание»
6 класс

Введение (1 ч)
Курс обществознания: особенности и формы работы.
Глава I. Человек. (2 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек- биологическое существо.
Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенность подросткового возраста. Размышление
подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Глава II. Семья. (4 ч.)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей.
Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и
воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное
ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.
Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа. (2 ч.)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного
образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне
стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс
Глава IV. Труд – сонова жизни человека и общества. (4 ч.)
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие
благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло.
Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Наша Родина - Россия. (5 ч.)
Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык –
государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История
государственных символов. Москва – столица России
Глава VI. Человек - личность. (6 ч.)
5

Познание. Деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава VII. Межличностные отношения. (5 ч.)
Человек в группе. Общение. Конфликты в межличностных отношениях.
Глава VIII. Нравственные основы жизни. (2 ч.)
Человек славен добрыми делами. Будь смелым. Человек и человечность.
Итоговое повторение ( 1 ч.)
7 класс (35 ч)

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды.
Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон
и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность
подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная
и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек.
Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы.
Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы
экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата.
Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка,прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское
хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения
граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система,
рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение.
экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (4 часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество.
Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное
загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер.
Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой.
Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные
государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные
инспекторы. Участие граждан в защите природы.
6

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни
каждого.
Резерв. (1 час)
8 класс
Введение (1 ч)
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей
действительности.
Раздел I. Личность и общество (6ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Общественные отношения.
Социальные изменения, их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции развития,
основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Раздел II. Сфера духовной культуры. (8 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития
духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро
и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральный знания и практическое поведение.
Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы
образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода совести. Конфессии в нашей республике.
Раздел III. Экономика(14 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы.
Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономикой. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной
поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические
основы защиты прав потребителя.

7

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы
сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая
политика.
Раздел IV. Социальная сфера(5 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные
группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные
роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народов. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Итоговое обобщение.(3ч)
9 класс
Глава 1. Политика. (12 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства.
Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Государственное
устройство России. Гражданство. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика.
Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права.
Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы
власти РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные
органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические
организации. Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Глобализация и ее противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Глава 2. Право. (23 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Нормы права. Нормативно-правовой акт.
Сущность и особенности правоотношений. Мера дозволенного. Субъекты правоотношений.
Правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц. Правомерные и противоправные
юридические действия. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды
юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Судебная
система РФ. Адвокатура. Нотариат. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы.
Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и
гражданина. Основные принципы конституционного строя. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Всеобщая декларация прав человека. Сущность гражданского права. Особенности гражданских
правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав
потребителя. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Семейные
правоотношения. Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и
детей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды
административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Пределы допустимой
самообороны. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Законодательство в сфере
образования. Получение образования – и право, и обязанность.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».