Рабочая программа и ктп 5-6кл. 23-24уч.год география

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даѐт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса, даѐт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования,
требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию
территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования,
основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России,
ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного
приобретения новых знаний;
3) воспитание
экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных
географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности,
о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения различных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и
оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной
сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности
происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования
по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной базы
географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который
входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6
классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география
изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.
Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в
групповой работе, форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т.
Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов,
русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света —
экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение
Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии.
Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная
экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие
Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение
Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем
вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб.
Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и
маршрутная съѐмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной
поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по
плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы,
военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и
области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану мест­ности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности
глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и
меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта

и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по
глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы
изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах
высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной
деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия
картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их
географическим координатам.
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их
географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года на Земле. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного
света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещѐнности. Тропики и полярные круги. Вращение
Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над
горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.

Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твѐрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее
строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая
кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.
Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение
литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и
интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и
вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и
внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как
результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа —
материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте,
высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа,
крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность
человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические
хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,
температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
6 КЛАСС
Раздел 1. Оболочки Земли
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли
Гидросфера и методы еѐ изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение
гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солѐность и температура
океанических вод. Океанические течения. Тѐплые и холодные течения. Способы изображения на
географических картах океанических течений, солѐности и температуры вод Мирового океана на
картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и
отливы. Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за
загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.
Питание и режим реки.
Озѐра. Происхождение озѐрных котловин. Питание озѐр. Озѐра сточные и бессточные.
Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия
залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озѐр России по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в
форме таблицы.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение.
Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над
горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость
нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры
воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман.
Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.

Погода и еѐ показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и
высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к
климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и
способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в
атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным
климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на
воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с
целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Тема 3. Биосфера — оболочка жизни
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог.
Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в
Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической
широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
Заключение
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы.
Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, еѐ строение и
состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное
наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к
символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,
волонтѐрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные
проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания последствий для
окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и
культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира,
объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках,
установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и

природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия

Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учѐтом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия

Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;


формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и
проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов,
причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами
и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе гео­графического
исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учѐтом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;

оценивать надѐжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;


сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географической науки;

приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

выбирать источники географической информации (картографические, текстовые,
видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории
географических открытий и важнейших географических исследований современности;

интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний
о Земле;

различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний
о Земле;

определять направления, расстояния по плану местности и по географическим
картам, географические координаты по географическим картам;


использовать условные обозначения планов местности и географических карт для
получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и
«меридиан»;

приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

объяснять причины смены дня и ночи и времѐн года;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической
широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение
Земли;

различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую
земную кору;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные
формы рельефа Земли;

различать горы и равнины;

классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

называть причины землетрясений и вулканических извержений;

применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;

распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического
видов выветривания;

классифицировать острова по происхождению;

приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их
предупреждения;

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на
примере своей местности, России и мира;

приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых
невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих
литосферу;

приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия
полезных ископаемых в своей местности;

представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в
различной форме (табличной, графической, географического описания).

6 КЛАСС


Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте
океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;

находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о
природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач, и извлекать еѐ из различных источников;

приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их
предупреждения;

сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на
разных этапах географического изучения Земли;

различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и
отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

классифицировать объекты гидросферы (моря, озѐра, реки, подземные воды,
болота, ледники) по заданным признакам;

различать питание и режим рек;

сравнивать реки по заданным признакам;

различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять
их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и
климатом на территории речного бассейна;

приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

называть причины образования цунами, приливов и отливов;

описывать состав, строение атмосферы;

определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных
осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов;
амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных
компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических
задач;

объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных
бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для
отдельных территорий;

различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;

устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом
падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе
данных эмпирических наблюдений;

сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над
уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных
углах падения солнечных лучей;

различать виды атмосферных осадков;

различать понятия «бризы» и «муссоны»;

различать понятия «погода» и «климат»;

различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои
атмосферы»;

применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки»,
«воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;


выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных
климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и
направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,
барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или)
графической форме;

называть границы биосферы;

приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах;

различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном
комплексе;

сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных
зонах;

применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс»,
«природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;

сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности
человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих
экологических проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Географическое изучение Земли
1.1

Введение. География - наука о планете
Земля

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

1.2

История географических открытий

7

0.5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

9

Раздел 2. Изображения земной поверхности
2.1

Планы местности

5

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

2.2

Географические карты

5

0.5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Итого по разделу

10

Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы
3.1

Земля - планета Солнечной системы

Итого по разделу

4
4

Раздел 4. Оболочки Земли
4.1

Литосфера - каменная оболочка Земли

7

Итого по разделу

7

Заключение

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

Резервное время

3

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413b38

34

3

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6 КЛАСС

Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Оболочки Земли
1.1

Гидросфера — водная оболочка Земли

9

0.5

1.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

1.2

Атмосфера — воздушная оболочка

11

0.5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

1.3

Биосфера — оболочка жизни

5

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

Итого по разделу

25

Заключение. Природно-территориальные
комплексы

4

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

Резервное время

5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414f38

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

3

3.5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Что изучает география?
Географические объекты,
процессы и явления.

1

0

0

2

Географические методы
изучения объектов и явлений.
Практическая работа
"Организация фенологических
наблюдений в природе:
планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных".

1

0

0.5

3

Представления о мире в
древности. Практическая работа
"Сравнение карт Эратосфена,
Птолемея и современных карт
по предложенным учителем
вопросам".

1

0

0.5

4

География в эпоху
Средневековья.

1

0

0

5

Эпоха Великих географических
открытий.

1

0

0

6

Первое кругосветное плавание.
Карта мира после эпохи Великих
географических открытий.

1

0

0

7

Географические открытия
XVII—XIX вв. Поиски Южной

1

0

0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

04.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186

11.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee

18.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a

25.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528

02.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640

09.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776

16.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924

Земли — открытие Австралии.

8

Русские путешественники и
мореплаватели на северовостоке Азии. Первая русская
кругосветная экспедиция.

1

0

0

9

Географические исследования в
ХХ в. Географические открытия
Новейшего времени.
Практическая работа
"Обозначение на контурной
карте географических объектов,
открытых в разные периоды".

1

0.5

0.5

10

Виды изображения земной
поверхности. Планы местности.
Условные знаки.

1

0

0

11

Масштаб. Способы определения
расстояний на местности.
Практическая работа
"Определение направлений и
расстояний по плану местности".

1

0

0.5

12

Глазомерная, полярная и
маршрутная съѐмка местности.

1

0

0

13

Изображение на планах
местности неровностей земной
поверхности. Абсолютная и
относительная высоты.
Профессия топограф.

1

0

0

14

Ориентирование по плану
местности. Разнообразие планов
и области их применения.
Практическая работа
"Составление описания
маршрута по плану местности".

1

0.5

0.5

23.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04

06.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26

13.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70

20.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a

27.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090

04.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252

11.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c

15

Различия глобуса и
географических карт. Способы
перехода от сферической
поверхности глобуса к
плоскости географической
карты.

1

0

0

16

Градусная сеть на глобусе и
картах. Параллели и меридианы.
Географические координаты.
Практическая работа
"Определение географических
координат объектов и
определение объектов по их
географическим координатам".

1

0

0.5

17

Определение расстояний по
глобусу. Искажения на карте.
Определение расстояний с
помощью масштаба и градусной
сети. Практическая работа
"Определение направлений и
расстояний по карте
полушарий".

1

0

0.5

18

Разнообразие географических
карт и их классификации.
Способы изображения на
мелкомасштабных
географических картах.
Изображение на физических
картах высот и глубин

1

0

0

19

Географический атлас.
Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности
людей. Система космической

1

0

0

18.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4

25.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc

08.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be

15.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651ad6

22.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8

навигации. Геоинформационные
системы. Профессия картограф

20

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная работа
по разделу "Изображения
земной поверхности"

1

1

0

21

Земля в Солнечной системе.
Гипотезы возникновения Земли.
Форма, размеры Земли, их
географические следствия

1

0

0

22

Движения Земли.
Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца.
Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и
зимнего солнцестояния

1

0

0

23

Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса
освещѐнности. Тропики и
полярные круги

1

0

0

24

Вращение Земли вокруг своей
оси. Смена дня и ночи на Земле.
Практическая работа
"Выявление закономерностей
изменения продолжительности
дня и высоты Солнца над
горизонтом в зависимости от
географической широты и
времени года на территории
России"

1

0

0.5

25

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная работа

1

1

0

29.01.2024

05.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651d92

12.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652008

19.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886521c0

26.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886522ec

04.03.2024

по теме "Земля — планета
Солнечной системы"

26

Литосфера — твѐрдая оболочка
Земли. Методы изучения земных
глубин. Внутреннее строение
Земли

1

0

0

27

Строение земной коры.
Вещества земной коры:
минералы и горные породы.
Образование горных пород

1

0

0

28

Проявления внутренних и
внешних процессов образования
рельефа. Движение
литосферных плит. Образование
вулканов и причины
землетрясений. Профессии
сейсмолог и вулканолог

1

0

0

29

Разрушение и изменение горных
пород и минералов под
действием внешних и
внутренних процессов.
Формирование рельефа земной
поверхности как результат
действия внутренних и внешних
сил

1

0

0

30

Рельеф земной поверхности и
методы его изучения.
Практическая работа "Описание
горной системы или равнины по
физической карте"

1

0

0.5

31

Человек и литосфера

1

0

0

32

Рельеф дна Мирового океана.

1

0

0

11.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865240e

18.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886525b2

25.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652724

08.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652972

15.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652bf2

22.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652d50
Библиотека ЦОК

Острова, их типы по
происхождению

29.04.2024

33

Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Литосфера —
каменная оболочка Земли"

1

0

0

34

Сезонные изменения.
Практическая работа «Анализ
результатов фенологических
наблюдений и наблюдений за
погодой»

1

0

0.5

34

3

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/88652e68

06.05.2024

13.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652f9e

Поурочное планированиеи 6 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Гидросфера и методы еѐ
изучения. Части
гидросферы. Мировой
круговорот воды. Значение
гидросферы.

1

0

0

2

Исследования вод Мирового
океана. Профессия
океанолог. Солѐность и
температура океанических
вод. Океанические течения.

1

0

0

3

Мировой океан и его части.

1

0

0

4

Движения вод Мирового
океана. Стихийные явления
в Мировом океане. Способы
изучения и наблюдения за
загрязнением вод Мирового
океана.

1

0

0

5

Воды суши. Способы
изображения внутренних вод
на картах. Реки.
Практическая работа
"Сравнение двух рек (России
и мира) по заданным
признакам".

1

0

0.5

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

05.09.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886530d4

12.09.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886531ec

19.09.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653502

26.09.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886536e2

03.10.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653994

6

Озѐра. Профессия гидролог.
Практическая работа
"Характеристика одного из
крупнейших озѐр России по
плану в форме презентации".

1

0

0.5

7

Подземные воды, их
происхождение, условия
залегания и использования.
Минеральные источники.

1

0

0

8

Природные ледники: горные
и покровные. Профессия
гляциолог. Многолетняя
мерзлота.

1

0

0

9

Человек и гидросфера.
Практическая работа
"Составление перечня
поверхностных водных
объектов своего края и их
систематизация в форме
таблицы".

1

0

0.5

10

Резервный урок.
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
"Гидросфера — водная
оболочка Земли"

1

0.5

0

11

Воздушная оболочка Земли:
газовый состав, строение и
значение атмосферы

1

0

0

12

Температура воздуха.
Суточный ход температуры
воздуха

1

0

0

10.10.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653b2e

17.10.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653e12

24.10.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653f5c

07.11.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654074

14.11.2023

21.11.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654466

28.11.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886545c4

13

Годовой ход температуры
воздуха

1

0

0

14

Атмосферное давление.
Ветер и причины его
возникновения. Роза ветров

1

0

0

15

Вода в атмосфере.
Влажность воздуха. Облака
и их виды. Туман

1

0

0

16

Образование и выпадение
атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков

1

0

0

17

Погода и еѐ показатели.
Причины изменения погоды.
Практическая работа
"Представление результатов
наблюдения за погодой
своей местности в виде розы
ветров"

1

0

0.5

18

Климат и
климатообразующие
факторы. Зависимость
климата от географической
широты и высоты местности
над уровнем моря

1

0

0

19

Человек и атмосфера.
Адаптация человека к
климатическим условиям.
Стихийные явления в
атмосфере

1

0

0

20

Профессия метеоролог.

1

0

0.5

05.12.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886546e6

12.12.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654844

19.12.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886549ca

26.12.2023

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654b14

09.01.2024

Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88654c54

16.01.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654f2e

23.01.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886551a4
Билиотека ЦОК

Практическая работа
«Анализ графиков суточного
хода температуры воздуха и
относительной влажности с
целью установления
зависимости между данными
элементами погоды»

21

Современные изменения
климата. Способы изучения
и наблюдения за глобальным
климатом. Профессия
климатолог

1

0

0

22

Резервный урок.
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
"Атмосфера — воздушная
оболочка"

1

0.5

0

23

Биосфера — оболочка
жизни. Границы биосферы.
Профессии биогеограф и
геоэколог

1

0

0

24

Растительный и животный
мир Земли. Его
разнообразие. Практическая
работа "Характеристика
растительности участка
местности своего края"

1

0

0.5

25

Приспособление живых
организмов к среде обитания
в разных природных зонах

1

0

0

26

Жизнь в океане. Изменение

1

0

0

30.01.2024

https://m.edsoo.ru/88655302

06.02.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865541a

13.02.2024

20.02.2024

Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88655654

27.02.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886557c6

05.03.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655942
Билиотека ЦОК

животного и растительного
мира океана с глубиной и
географической широтой

27

Человек как часть биосферы.
Распространение людей на
Земле. Исследования и
экологические проблемы

1

0

0

28

Резервный урок.
Контрольная работа по теме
"Биосфера — оболочка
жизни"

1

1

0

29

Взаимосвязь оболочек
Земли. Понятие о природном
комплексе. Природнотерриториальный комплекс

1

0

0

30

Природные комплексы своей
местности. Практическая
работа "Характеристика
локального природного
комплекса"

1

0

0.5

31

Круговороты веществ на
Земле

1

0

0

32

Почва, еѐ строение и состав.
Охрана почв

1

0

0

33

Резервный урок. Природная
среда. Охрана природы.
Природные особо
охраняемые территории.
Всемирное наследие
ЮНЕСКО

1

0

0

12.03.2024

https://m.edsoo.ru/88655af0

19.03.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655e24

02.04.2024

09.04.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655f50

16.04.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886560ae

23.04.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865627a

30.04.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886563ba

07.05.2024

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886564dc

34

Резервный урок.
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
" Природнотерриториальные
комплексы"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

0

34

3

3.5

14.05.2024

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• География, 5-6 классы/ Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
«Просвещение»
Карты, атласы, глобус.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34740)2-52-61

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».