Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современные эстрадные танцы» (далее – Программа) художественной направленности. Уровень освоения программы – базовый. На занятиях по хореографии, через танец, раскрывается внутренний мир ребѐнка: выразительность движений, жестов, мимики, поз; происходит осмысление своего тела в пространстве и понимание работы групп мышц, воспевание красоты и гармонии человеческого тела. Освоение танца учащимися способствует их самовыражению, они учатся использовать гравитацию и работать с весом своего тела. Занятия современным танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, но и развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие каждому учащемуся. Программой предусмотрено приобщение к хореографическому творчеству, создание условий для реализации творческого потенциала детей, укрепление психического и физического здоровья, освоение танцевальных навыков, которое тесно связано с активизацией памяти, внимания, мышления, формирования самоконтроля, способов развития чувства ритма и такта Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития по внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности для начальной школы, на основе программы «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования, «Эстрадно-современный танец» для хореографических отделений ДШИ, составитель-профессор А. А. Борзов. Цель программы: Прививать интерес школьников к хореографическому искусству. Задачи: Образовательные: Обучить детей танцевальным движениям. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Воспитательные: Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Актуальность программы «Эстрадно-современный танец» обусловлена следующими факторами: - целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время; - особенностью современной ситуации, когда танцевальному творчеству отводится значимая роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных подражания образцах российской и мировой танцевальной культуры. Результаты исследования образа жизни детей дают основания говорить о возникновении угрожающей общемировой тенденции – недостаточной физической активности и малоподвижном образе жизни. Дети смотрят телевизор или сидят за компьютером более трех часов в сутки. Развитие детей именно в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет решающее значение для формирования прочного фундамента физического и психического здоровья. В этот период происходит наиболее интенсивное развитие и рост организма, формируется характер, базовые жизненные ценности и черты личности. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Сроки реализации образовательной программы - 4 года. Ведущей формой обучения является групповая. 1-4 год обучения - 1 академический час (45 минут) в неделю, 34 учебных часов в год, 135 часа за весь период обучения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ 1 класс Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность» Тема № 1 Знакомство с основными понятиями предмета. Тема включает в себя понятия: линия танца, интервал, дистанция. Знакомство с точками класса. Знакомство с темпами музыки: медленный, умеренный, быстрый, а также, с характерами музыкальных произведений и динамических оттенков. Тема №2 Подготовительные упражнения Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с исходными положениями ног, позициями рук, также порядковых упражнений. 1. Подготовительные упражнения для постановки корпуса - основное положение, стоя в свободной позиции - «Вдох-выдох» - «Деревянные и тряпочные куклы» -упражнение «ронять корпус» (расслабление и напряжение мышц корпуса) 2. Подготовительные упражнения для изучения позиций рук (свободная, подготовительная и 1) -«Большие крылья» - «Поющие руки» - «Бабочка» -упражнение «Твердые и мягкие руки» -упражнение «Мельница» (круговые движения рук) круговые движения кистями рук 3. Подготовительные упражнения для изучения позиций ног (свободная и упражнение «твердые и мягкие ноги» (напряжение и расслабление тазобедренных и голеностопных мышц) -«Круговые движения стопами» -полуприседания («напряженное» и «пружинное») Тема №3 Танцевальные ритмические упражнения Комплекс упражнений помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Упражнение №1 - танцевальный шаг с носка -шаг с подскоком -приставной шаг -шаг с притопом Упражнение№2 -ходьба под музыку -ходьба с хлопками -ходьба с движением рук -ходьба со сменой мест -хлопковая комбинация Упражнение№3 -бег легкий и энергичный -бег по кругу -бег на месте с хлопками -бег со сменой мест Тема № 4 Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцыимпровизации Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. По данной теме учащимся предлагается: 1 .Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться. 2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся 3.Танцы- импровизации. «Тихий и громкий танец», «Медленный и быстрый», «Большой и маленький». Раздел « Танцы и пляски». Тема№5 Изучение танца «Полька» Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки «Полька» (музыкальный размер 2/4): - упражнение с хлопками на сильный удар музыки - подскоки в сочетании с хлопками - галоп по кругу - галоп со сменой мест (вправо, влево) - подскоки на месте с хлопками - выставление ноги на носок в сочетании с приседаниями «Парная полька»: -положение в паре лицом друг к другу «лодочка» -комбинация притопов -галоп со сменой мест -хлопковые комбинации Тема №6 Изучение танца «Пляска с притопом» Тема включает в себя умение танцевать с предметом(платком). -бег по кругу; -притопы; -повороты вокруг себя. Тема № 7. Изучение диско –танцев и бальных танцев. -«Весёлая стирка», «Автостоп», «Мама-Мария», «Ритмический танец», «Вальс», «Вару-Вару», «Приглашение», «Сударушка». Тема№8. Изучение танца «Хлопушки»» Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений и умение ориентироваться в пространстве. «Хлопушки» (музыкальный размер 2/4) бег по кругу; хлопки и притопы; сужать и расширять круг. Раздел «Творческая деятельность». Тема №9 Музыкально- танцевальные игры. Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту, реакцию и воображение. 1. Музыкальные игры с элементами хореографии «Стройте круг», «Кружки и стайки», «Шеренги и цепочки» «Хлопки», «Тихие воротца». 2. Имитационные игры «Птичий двор», «Лошадки», «Кот и мыши» 3. Спортивные игры «Стоп, хлоп, раз», «Найди своё место», «Найди своё место» Танцевальный репертуар. 1. Полька. 2. Русская пляска. 3. Хлопушки. 4. Ритмический танец, 5. Flashmob 2 класс Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность» Тема № 1 Знакомство с основными понятиями предмета. Тема включает в себя понятия: колонна, шеренга. Знакомство с динамическими оттенками: громко, тихо. Тема №2 Подготовительные упражнения Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с исходными положениями ног, позициями рук, также порядковых упражнений. 1. Подготовительные упражнения для постановки корпуса - основное положение, стоя в свободной позиции - «зернышко» - «бабочка» - «цапля» 2. Позиции рук (вторая, третья) - «радуга» - «тюльпан» 3. Подготовительные упражнения для изучения позиций ног (вторая, третья) - «гармошка» - «елочка» - «велосипед» Тема №3 Танцевальные ритмические упражнения Комплекс упражнений помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Упражнение №1 - танцевальный шаг с пятки -шаг с перескоком -приставной шаг с приседанием -шаг с притопом и прихлопом Упражнение№2 -ходьба под музыку с работой рук -ходьба с хлопками с работой ног -ходьба с движением рук и ног Упражнение№3 - острый бег -бег по диагонали -бег с движением Тема № 4 Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцыимпровизации Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. По данной теме учащимся предлагается: 1 .Создать музыкально-двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться. 2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся 3.Танцы- импровизации:«Моряк», «Солдат», «Буратино» и т.д. (по выбору) Раздел « Танцы и пляски». Тема№5 Изучение танца «Полька в паре» Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки «Полька в паре» (музыкальный размер 2/4): - упражнение с хлопками на сильный удар музыки - подскоки в сочетании с хлопками - галоп по кругу - галоп со сменой мест (вправо, влево) - подскоки на месте с хлопками - выставление ноги на носок в сочетании с приседаниями Тема №6 Изучение танца «Русский танец» Тема включает в себя умение танцевать с предметом(платком). -бег по кругу; -притопы; -повороты вокруг себя. Тема № 7. Изучение диско –танцев и бальных танцев. - «Слоненок» - «Модный рок» - «Кик» Тема№8. Изучение танца «Берлинская полька» Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений и умение ориентироваться в пространстве. Раздел «Творческая деятельность». Тема №9 Музыкально-танцевальные игры. Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту, реакцию и воображение. 1. Музыкальные игры с элементами хореографии: «Ручеёк», «Повтори за мной» 2. Имитационные игры: «Волк и заяц», «Дети и медведь» Танцевальный репертуар. 1. Чему учат в школе 2. Приглашение 3. Чунга-Чанга 4. Солнечные зайчики 5. Русский танец 6. Flashmob 3 класс Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность» Тема № 1 Знакомство с основными понятиями предмета. Тема включает в себя понятия: счет в танце, вступление, пауза, понятие правильной осанки. Тема №2 Подготовительные упражнения Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с музыкальным ритмом. 1. Упражнения с предметами: - с мячом - с платком - с бубном - с трещетками 2. Упражнения для рук: - «пьеро» - «буратино» - «цветок» 3. Упражнения для ног: -реливе -подъем с выносом ноги на воздух -battement tendu - battement tendu jeteʹ Тема №3 Танцевальные ритмические упражнения Комплекс упражнений помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Упражнение №1 - шаркающий шаг -шаг-галоп -переменный шаг Упражнение№2 -чередование ходьбы с подскоком -чередование ходьбы с прыжком -чередование подскока с галопом -подскок с поворотом Упражнение№3 -бег с выносом ног вперед -чередование бега и подскока -чередование бега и галопа Тема № 4 Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцыимпровизации Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. По данной теме учащимся предлагается: 1 .Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться. 2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся 3.Танцы- импровизации: «Волна», «Часики». Раздел « Танцы и пляски». Тема№5 Изучение танца «Мазурка» Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки «Мазурка» (музыкальный размер 3/4): - перескоки с ноги на ногу - бег кругу - повороты со сменой мест (вправо, влево) - ключ «Чарли»: -положение в паре лицом друг к другу -приставные шаги -перемена мест в паре -повороты в паре Тема №6 Изучение танца «Кадриль» Тема включает в себя умение танцевать с предметом (платком). -бег по кругу; -притопы; -повороты вокруг себя. Тема № 7. Изучение диско-танцев и бальных танцев. - «Падеграс» Тема№8. Изучение танца «Подарки»» Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений и умение ориентироваться в пространстве. Раздел «Творческая деятельность». Тема №9 Музыкально-танцевальные игры. Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту, реакцию и воображение. 1. Музыкальные игры с элементами хореографии: «Музыкальные змейки», «Творческая импровизация» 2. Имитационные игры: «Цапля и лягушки» Танцевальный репертуар. 1. Мазурка 2. Русский танец. 3. Ритмический танец. 4. Вальс. 5. Flashmob 6. Падеграс. 4 класс Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность» Тема № 1 Знакомство с музыкальными понятиями Тема включает в себя понятия: фраза, предложение, регистр, реприза, затакт. Тема №2 Подготовительные упражнения 1. Упражнения на ориентировку в пространстве - «врассыпную» - распределение по группам -квадрат - ромб 2. Упражнения для рук: - «восьмерка» - «зеркало» - «свечка» - «птичка» 2. Упражнения для ног: - demi-plie и Grand plie - перекаты с носка на пятку -перекаты с пятки на носок - переходы из позиции в позицию плавные и с прыжком Тема №3 Танцевальные ритмические упражнения Комплекс упражнений помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ. Упражнение №1 - топающий шаг - шаг с поворотом - мягкий шаг - кошачий шаг Упражнение№2 -ходьба с переменой музыки (быстрой и медленной) -ходьба с паузой -ходьба со сменой направления Упражнение№3 -бег с остановкой -бег по двум кругам -бег на месте с хлопками - бег с поворотом Тема № 4 Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцыимпровизации Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. По данной теме учащимся предлагается: 1 .Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться. 2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся 3.Танцы- импровизации.: «Люди и манекены», «Живое и неживое», «Свет и тьма». Раздел « Танцы и пляски». Тема№5 Изучение танца «Яблочко» Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки «Яблочко» (музыкальный размер 4/4): - упражнение с хлопками на сильный удар музыки - шаги в сочетании с хлопками - присядка - хлопушка - веревочка - ковырялочка -повороты -подскоки «Ковбойский танец»: -положение в паре лицом друг к другу «лодочка» -комбинация притопов -галоп со сменой мест -хлопковые комбинации Тема №6 Изучение танца «Фигурный вальс» Тема включает в себя умение танцевать с предметом(платком). -«квадрат» -повороты в паре -повороты вокруг себя. -шаги по кругу Тема № 7. Изучение диско –танцев и бальных танцев. - «Ритмический танец» -«Ча-ча-ча» Раздел «Творческая деятельность». Тема №9 Музыкально-танцевальные игры. Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту, реакцию и воображение. 1. Музыкальные игры с элементами хореографии «Создай фигуру», «Ниточка с иголочкой» 2. Имитационные игры «Роботы». Танцевальный репертуар. 1. Flashmob 2. Ритмический танец 3. Яблочко 4. Фигурный вальс 5. Полонез РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА: Примерный объём навыков и умений к концу 1 года обучения: 1.Знать простейшие музыкальные понятия. 2.Выполнять простейшие шаги, прыжки, бег. 3.Исполнять массовые танцы. 4.Знать правильную постановку корпуса. 5.Исполнение 3 танцев на отчетном концерте в конце года. (народный, современный, эстрадный) Примерный объём навыков и умений к концу 2 года обучения: 1. Уметь исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных, растений, явлений природы). 2.Соблюдать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. 3.Освоить музыкально- танцевальные игры, тренировать внимание, быстроту реакции и воображение. 4.Уметь ориентироваться в пространстве ( шеренга, колонна, круг, врассыпную) 5.Исполнения 3-4 танцев на отчетном концерте в конце года(современный, бальный, классический) Примерный объём навыков и умений к концу 3 года обучения: 1.Уметь передавать в пластике движений разнообразный характер музыки. 2.Уметь исполнять танцевальные элементы в паре и в группе. 3.Исполнять упражнения на воображение и фантазию. 4.Выразительно исполнять танец на праздниках и концертах. 5. Выступления на конкурсах в течении года , так же на всех мероприятиях школы и города. Примерный объём навыков и умений к концу 4 года обучения: 1.Уметь импровизировать под незнакомую музыку. 2.Выразительно выполнять элементы народных, бальных и детских танцев. 3.Знать основные шаги и фигуры танцев. 4.Знать основные музыкальные понятия. 5. Выступления на конкурсах в течении года , так же на всех мероприятиях школы и города. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты: Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самовыражение ребенка в движении, танце. Предметные результаты: Учащиеся должны уметь: понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок». учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение координировать свои усилия с усилиями других. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Учебно-тематический план 1 класс № Наименование темы 1 2 3 4 5 Музыкально- ритмическая деятельность Танцы и пляски Творческая деятельность Разучивание танцев Общие количество часов Количество часов 6 8 8 11 33 Учебно-тематический план 2 класс № Наименование темы 1 2 3 4 5 Музыкально- ритмическая деятельность Танцы и пляски Творческая деятельность Разучивание танцев Общие количество часов Количество часов 4 9 6 15 34 1 2 3 4 5 Учебно-тематический план 3 класс Количество часов Музыкально- ритмическая деятельность 7 Танцы и пляски 8 Творческая деятельность 9 Разучивание танцев 10 Общие количество часов 34 № Учебно-тематический план для 4 классов Наименование темы Количество № Наименование темы часов 1 2 3 4 5 Музыкально- ритмическая деятельность Танцы и пляски Творческая деятельность Разучивание танцев Общие количество часов 4 9 6 15 34 Список литературы для педагога 1. Алексеева Л. Н. Двигаться и думать: сб. материалов/ Л. Н. Алексеева. - М., 2000. 2. «Учите детей танцевать» Авторы: Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Москва «Век информации» 2009 3. Кулагина И. Е. Художественное движение. Метод Л.Н.Алексеевой: Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В 2 ч. / И.Е. Кулагина. — М., 1999, 2000 . 4. Методическое пособие по модерн – джаз танцу В.Ю. Никитина, доцента Российской академии театрального искусства, кандидата искусствоведения. М, 1987г. 5. Джазовый танец Иевлева Л.Д. Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов искусства и культуры. (Челябинский государственный институт искусства и культуры, кафедра хореографии. Челябинск, 1996.) 6. Семинар «Перспективные направления и формы обучения танцам» (из опыта ведущих танцевальных объединений учителей танцев Великобритании). – Лондон-С-Пб., 1995. Список литературы для учащихся 1. Школьников Л.С. О танцах в шутку и всерьез.- М.: Сов. Россия, 1975 2. Барщинникова Т. Азбука хореографии. М., Респекс, Люкси, 1996 3. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. – Минск, 1973, с. 6-11