Русский язык
Аннотация к рабочей программе по
русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО
Рабочая программа по
русскому языку разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федерального
Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
• Основная
образовательная программа основного общего образования МОБУ ООШ с. Имендяшево
Программа
включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета,
описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения, содержание курса, требования к уровню подготовки
выпускников по курсу «Русский язык», тематическое планирование
(последовательное изучение тем и разделов), учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение
Рабочая
программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М.
Просвещение, 2016 г. и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.)
Обоснование
выбора программы. Важной отличительной особенностью данной
программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС
ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики
речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков
метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
При выборе
УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой
и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и
психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС
ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала:
от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического
материала.
Актуальность. В
системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа
содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из
области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования,
морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые
сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.
д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию
связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения
об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии
и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме
перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны
овладеть учащиеся.
1.2. Общие
цели учебного предмета:
* воспитание
гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности;
*
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях общения;
*
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке,
его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения,
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого
этикета;
*
обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
*
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике.
Задачи
обучения:
* развитие
всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
*
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных;
*
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место
учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение
предмета отводится 735 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов (5 часов в
неделю) в 6 классе – 175 часов (5 часов в неделю) в 7 классе – 140 часов (4
часа в неделю) в 8 классе – 105 часов (3 часа в неделю) в 9 классе – 105 часов (3
часа в неделю)
1.4
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2016 г.
2)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение, 2015 г.
3)
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл. Научный
редактор – Шанский Н.М. М,Просвещение, 2015 г.
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык
8 кл. М, Просвещение, 2015 г.
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д.,
Александрова О. М. Русский язык
9 кл. М, Просвещение, 2015 г.
2.
Планируемые результаты образования
Личностные
результаты:
1) понимание
русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
владение
всеми видами речевой деятельности:
- адекватное
понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение
разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и
жанров;
-
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение
приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме; - владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
- умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2)
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3)
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общении.
Предметные
результаты:
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание
места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом:
3) усвоение
основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение
базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6)
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание
коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание
эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3.
Общая характеристика курса
Содержание
русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения,
что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой,
лингвистической и культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ,
сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с
элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые
практикумы.
Технологии:
развивающего обучения, дифференцированного обучения,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые
технологии.
Основными
формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной
контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального
опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,
выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями,
тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый
контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.